· разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;
· абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;
· подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;
· оплата по результатам труда;
· использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
· поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).
Административная школа управления (1920–1950 гг.). Основатели школы – А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, Г. Эмерсон – пытались ответить на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности.
А. Файоль разработал 14 общих принципов управления, от которых, по его мнению, зависит успешное управление любой организацией:
· разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
· власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);
· дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);
· единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
· единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);
· подчинение индивидуальных интересов общим;
· вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);
· централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);
· скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);
· порядок (каждый должен знать свое место в организации);
· справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);
· стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
· инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);
· корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).
Применение перечисленных принципов в практической деятельности должно носить гибкий характер, и всегда необходимо учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук (начиная с конца 30-х годов по настоящее время). Создатели школы – Э. Мэйо, Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.
Отличительная характеристика этой школы – перенесение центра внимания в управлении с его задач на человека. Школа основывается на достижениях наук о человеческом поведении, т.е. социологии и психологии.
Основные идеи школы:
· управление – социально-психологический, а не экономический процесс;
· в основе управления находится человек, неповторимая личность с его интересами, потребностями и мотивами;
· человек – социальное существо, подчиняющееся законам коллектива; с природой человека несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации, могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника;
· на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;
· управляющие должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.
Количественная школа, или новая школа науки управления (начиная с 60-х годов по настоящее время). Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий. Ее представители – Р. Аккоф, С. Бир, Д. Экман, А. Энтховен, Э. Квейд – рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы ХХ в. началась разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата. Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в неопределенных условиях, математическое обеспечение управленческих решений.
Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в следующем:
· углубление понимания сложности управленческих проблем, благодаря применению различных математических моделей;
· развитие и использование количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях;
· развитие и использование количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях.
Каждая из школ внесла значительный и ощутимый вклад в развитие менеджмента. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Авторы монументального труда «Основы менеджмента» выделяют четыре школы, получившие развитие в первой половине XX века: школа научного управления; административная школа; школа психологии и человеческих отношений; школа науки управления (или количественная школа).
Исключительный прагматический характер менеджмента подчеркивает и его практическая направленность на сбережение рабочего времени. Практически все совершенствования в управленческой деятельности, направленные на взаимодействие то ли человека с человеком, то ли человека с машиной, имели конечной или побочной целью экономию рабочего времени.
Таким образом, исследование развития менеджмента в развитых странах Запада (в первую очередь США) на протяжении XX века, выполненное на основе анализа школ управленческой мысли, позволило выявить пять существенных тенденций в управлении любой организацией, характерных для этих стран, но практически нереализованных в отечественной технократической системе управления:
· превалирующую роль человеческих ресурсов перед факторами материально-технического характера;
· исключительно прагматический характер менеджмента, его практическую направленность на решение конкретных проблем;
· универсализацию управления в организациях различного масштаба и профиля деятельности как социальных объектах;
· выдвижение профессионала-менеджера в ключевую фигуру высокоэффективного управления;
· формирование механизма высокоэффективного управления любой организацией «по целям и результатам».
Выявлены две характерные особенности перечисленных тенденций.
1. Первая особенность состоит в том, что все тенденции составляют содержательную сторону отличий управления организаций в развитых странах и странах бывшего социализма, в том числе в Украине. Если иметь в виду универсальный характер управления и сравнить системы управления (в том числе в самих органах управления), то различия в эффективности управления будут разительными. Дело в том, что нечеткость целей и соответственно размытость ответственности за их достижение являлись главными специфическими чертами управления в рамках так называемого социалистического способа производства, которые еще более усугубили ситуацию переходного периода, в котором мы сейчас находимся.