Четвертое значение управления социальной работой — это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления — информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. На основе информации происходит определение, формулирование и закрепление (в организационно-административных документах) целей, задач. Целевая ориентация — важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. Ресурсное обеспечение — важное условие выполнения намеченных целей. В процессе используются различные формы и методы управления или средства, обеспечивающие достижение тех или иных результатов. И наконец, в процессе управления используется обратная связь — учет, контроль, проверка исполнения. Таким образом, управление социальной работой — это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения.
Пятое значение — это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих трех составляющих определенным образом называется организацией труда в системе социального управления. «Трудовое» понимание управления связано с решением таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации: составление квалификационных характеристик (КХ); организация труда руководителей, специалистов и «полевых» социальных работников, построение и использование информационных систем и технологий; мотивация труда; оценка и оплата труда управленческих работников.
Шестое значение — управление социальной работой как наука и учебная дисциплина. Основа любой науки — методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях. В науке управления применяется как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть науки управления — теория, или система обобщенного знания, которая существует на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) и называется эмпирической теорией, а также на уровне значительно больших обобщений (макротеория). Необходимой частью управления как науки являются методики, представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации (исследовательские методики); помогающие решать конкретные практические проблемы (деловые методики); используемые в консультативной деятельности (диагностические методики). Применяются также комплексные методики для решения определенных проблем [4, с.10-13].
Существует много определений самого понятия управления представителями различных наук:
• Перевод динамической системы из одного состояния в другое (А. И. Берг).
• Организация целенаправленных воздействий (В. А.Трапезников).
• Способ организации и взаимного согласования характеристик и свойств разных уровней многих типов систем (В. Н. Садовский).
• Вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную группу (П. Друкер).
• Искусство знать, что и как сделать самым дешевым способом (Ф. Тейлор).
• Процесс осознания и решения проблем (Куценко В. И.)
• Обеспечение целенаправленного поведения системы при изменяющихся внешних условиях посредством надлежащей организации и развития (Н. Е. Кобринский).
• Изменение связей и характера взаимодействия элементов системы, при которой динамика системы обеспечивает приближение к поставленной цели (Д. Б. Юдин).
Неточность используемых понятий становится тормозом развития соответствующих научных направлений, поскольку кроме всего прочего не позволяет широкое использование компьютерной техники (ее применение подразумевает наличие точного языка).
Функциональное содержание управления исследовалось в трудах К. Маркса, Ф. Тейлора, Г. Черча, А. Файоля Л. Джильберта и др. Формулировки понятия управления социологов, в основном опираются на понимание управления, как функции организованных систем различной природы, обеспечивающих реализацию их программ и целей. Однако в этом определении не раскрыто содержание управления, которое составляют определенные действия. Если обобщить все эти представления, управление - субъектно-объектные взаимодействия по достижению согласованной цели.
Аналогичная ситуация с другими понятиями, которые различные авторы пытаются то одно, то другое уточнять вновь и вновь. Однако по современным воззрениям уточнение и унификация понятий возможны лишь в рамках определенного их комплекса и на основе некоторых правил. Т.е. существуют определенные правила формирования точных языков, которые только и дают возможность уточнения отдельных понятий уже в рамках этих языков [1, с.127-128].
Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.
В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличии от менеджмента (management),связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается «сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями».
Понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).
Полисемия и расплывчатость понятия «управление» создает большие трудности для руководителей организаций при выборе того или иного подхода и технологии управления. В связи с этим они вынуждены руководствоваться собственным опытом и сложившимися в организации традициями управления, которые часто подводят, особенно в переходной период.
Социальное управление - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей».