во-вторых, увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их исполнения. Это может вызывать асинергический эффект резкого снижения эффективности управления. Для снижения вероятности такого эффекта создают распределенные системы управления.
Распределенная технология (или система) управления характеризуется наличием ряда иерархически, функционально, структурно связанных центров принятия решений и(или) ответственности в согласованных сферах управления деятельностью ОПС (от государства до организации).
«Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и функций; распределение прав на принятие решений и распоряжение ресурсами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и отчетности.
Недостатками таких систем являются повышенные риски:
– нарушения целостности при «распределении»;
– конфликтов уровней и/или элементов системы.
В настоящее время большинство технологий и систем управления распределенные.
Предметом при исследовании таких систем управления могут быть: оптимальность или рациональность распределения чего-то (целей, функций, ресурсов и т.п.); достаточность согласований решений и быстродействия системы и пр.
В качестве объектов и инструментов при реализации технологий и систем управления в определенных предметных областях деятельности могут рассматриваться:
законодательная и нормативная деятельность;
прямое администрирование;
информационные технологии и реклама;
финансы и финансовый менеджмент.
Системами управления снабжают сложные системы, которые от этого еще более усложняются и могут быть представлены как совокупность объекта управления (того, чем управляют) и субъекта — системы управления.
Системой управления можно называть конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющий решать конкретную проблему управления. Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и/или придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения. При этом качеством называют специфику данного объекта. Необходимые изменения в управляемом объекте (или процессе) управления производят под воздействие управляющих сигналов или воздействий.
Система управления включает следующие элементы:
датчик информации о состоянии объекта управления;
подсистему сбора и передачи этой информации;
подсистему обработки и отображения этой информации;
подсистему выработки управляющих воздействий;
каналы, подсистему передачи управляющих воздействий;
исполнительные устройства.
По участию человека в принятии и реализации решений выделяют автоматические (без участия человека) и автоматизированные (с участием человека, чаще всего оператора) системы управления.
Применение автоматических систем управления ограничено объектами и процессами, которые могут быть описаны и в отношении которых можно заранее разработать модели. Они работают по жестким, заранее заданным алгоритмам.
Такие системы также применяют для обеспечения безопасности управления и эффективности некоторых быстропротекающих процессов управления, часто при одновременном сохранении за менеджером задач наблюдения и контроля.
Если заранее описать, предсказать все ситуации невозможно, то участие человека в системе управления становится необходимым. Наибольшее распространение в настоящее время получили автоматизированные системы управления (АСУ) с распределением функций между человеком-оператором и техническими средствами, основными из которых могут быть признаны вычислительные машины.
По месту в процессе управления в системе управления могут быть выделены подсистемы целеполагания, маркетинга, менеджмента.
Подсистема управления целеполаганием «отвечает» за своевременную выработку и модификацию целей деятельности организационно-производственной системы (ОПС), фирмы. Необходимость в такой подсистеме связана с тем, что при изменении внешних условий и(или) своего собственного состояния ОПС должна адекватно изменить цели. На изменение целей может повлиять появление новых конкурентов, изменение платежеспособного спроса населения, физическое старение оборудования, моральное старение производимого товара, банкротство банка, в котором хранились средства, и др.
По влиянию на оценку эффективности операции и(или) системы могут быть выделены подсистемы управления доходом (системой продаж), издержками, рисками, запасами, ликвидностью, временем реализации процессов (контроллинг) и др.
Подсистема управления доходами (продажами) создается для максимизации продаж, наблюдения за отношением покупателей, брокеров, дилеров и своевременной их корректировки с использованием методов ценовой и неценовой конкуренции.
Подсистема управления издержками (затратами) призвана минимизировать издержки и обеспечить этим конкурентоспособность и возможность развития организации.
Подсистема управления рисками создается с целью их своевременного обнаружения, устранения (исключения источников), снижения (с использованием хеджирования, форвардных контрактов и др.), возмещения (через страхование), самострахования (через создание и управление резервами и запасами) или осознанного поглощения риска (то есть принятия его без дополнительных мер защиты).
Подсистема управления запасами создается с целью оптимизации размеров и своевременного пополнения запасов во избежание потерь от риска простоев по причине отсутствия материалов, запасных частей и др., а также их минимизации, так как необоснованный рост запасов снижает эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Фактически это один из элементов или блоков подсистемы управления рисками. Однако большое значение управления запасами привело к тому, что необходимость в управлении запасами была осознана ранее, чем необходимость управления рисками в целом.
Управление ликвидностью — это управление способностью активов ОПС превращаться в денежные средства для покрытия требований, которые могут быть предъявлены.
При этом могут рассчитывать коэффициенты, характеризующие ликвидность и возможность возникновения неплатежеспособности организации. Существовала практика выделения субъектов хозяйственной деятельности, попадающих по этим критериям в «группу риска», анализа их финансового положения, разработки для них антикризисных мер.
Управление временем реализации и необходимость синхронизации процессов связаны с усложнением денежного, производственного и инвестиционного цикла производственного предприятия, которое приводит к росту риска его банкротства по причинам несогласованности этих циклов, несовпадения моментов и потоков требований и поступлений денежных средств. Наиболее известными приемами такого управления являются контроллинг, разработка и использование сетевых графиков и план-графиков. Однако усложнение финансово-хозяйственной деятельности, особенно на уровне финансово-промышленных групп и холдингов приведет к росту актуальности и универсализации этого вида управления.