Несмотря на возникающие трудности при внедрении оценки ROI, польза от неё очень существенна:
● сотрудникам службы по персоналу будет известен конкретный вклад от разных программ. ROI покажет, есть ли выгода от программы и превосходит ли она затраты.
● вычисление ROI в разных областях покажет, какие программ вносят наибольший вклад в успех организации, что позволит поддерживать и развивать именно такие программы.
● как и при любом процессе оценки, оценка ROI дает много данных для улучшения или изменения программы.
● процесс оценки ROI – это процесс, который фокусируется на результатах всех программ, даже тех, которые не ориентированы на вычисления ROI.
● процесс оценки ROI, если он правильно и полно реализован, может убедить руководство, что обучение – это инвестиция, а не только трата денег. Оценка ROI – важный шаг к построению партнерских отношений с руководством, привлечению внимания к обучению и развитию.
● как правило, результаты ROI, когда о них докладывают в различных аудиториях, меняют отношение к обучению участников и руководства.
Эти выгоды делают оценку ROI очень привлекательным занятием для отдела кадров.
Для расчета ROI необходимо провести оценку затрат и прибыли от программы обучения по следующим этапам:
● Собираются данные для четвертого уровня оценки, задав вопрос – возможно ли оценить выгоду от применения новых знаний, навыков.
● Эффекты обучения изолируются от других факторов, влияющих результат обучения.
● Полученные результаты переводятся в материальные ценности. Филипс рекомендует разделить результаты обучения на категории hard и soft. Категория hard подвергается традиционному измерению эффективности деятельности организации, данная информация объективна, легко измерима и легко переводиться в материальный эквивалент. Категория включает в себя: получаемый продукт на выходе (измеряется решенными задачами, выполненными проектами); качество (измеряется количеством брака, переделок); время (измеряется временем вынужденной простойки, количеством переработок сотрудников, вовремя законченными проектами); затраты. Категория soft включает такие вещи как рабочие привычки (опоздания, отсутствие на рабочем месте); рабочую атмосферу (конфликты, удовлетворенность работой); отношения (лояльность, восприятие); инициатива (высказывание новых идей, количество предложений сотрудника).
● Рассчитывается общая сумма затрат на обучение
● Проводиться сравнение денежного эквивалента полученных выгод с затратами
● Нематериальные выгоды полученные от программы, могут быть представлены как дополнительные, непереводимые в деньги, и как подтверждение того, что программа успешна.
Методика ROI, разработанная Филипсом, позволяет перевести результаты обучения в материальный эквивалент, а затем сравнить общую сумму прибыли с общей суммой затрат. Коэффициент ROI выражает процентное соотношение чистой прибыли от программы к сумме затрат.
Одна из важнейших выгод использования ROI в течение определенного периода времени, является то, этот подход изменяет роль обучения и развития в организации. Этот процесс фокусирует внимание на соответствии требованиям, диктуемым бизнесом, способствует совершенствованию проектирования, разработки и доставки учебного материала, повышает ценность обучения и развития в организации. Еще важнее то, что использование ROI обеспечивает уважение, поддержку и приверженность различных групп, в том числе ответственных руководителей.
При внедрении оценки ROI организация получит возможность:
● Показать, что увеличение продуктивности организации напрямую зависит от обучения сотрудников
● Оценить программу обучения как бизнес-инструмент
● Оправдать затраты на обучение
● Улучшить программу обучения