Техническое ядро. В техническое ядро входят люди, которые делают основную работу организации. Они выполняют функции подсистемы производства, производя те самые продукты и услуги, которые поступают на выход системы организации. Это то место, где происходит первичная трансформация входных данных в выходные.
Техническая поддержка. Функция отделения технической поддержки — помочь организации приспособиться к окружающей среде. Работники системы технической поддержки, — инженеры и ученые, — исследуют окружающую среду, изучая ее проблемы, возможности и технологические условия. Система технической поддержки отвечает за внедрение инноваций в техническое ядро, своевременные изменения и адаптацию организации.
Административная поддержка. Система административной поддержки отвечает за обеспечение нормального и бесперебойного функционирования организации, включая ее физические и человеческие элементы. В ее компетенцию входят виды деятельности, связанные с управлением человеческими ресурсами, такие как прием на работу и увольнение сотрудников, установление размера компенсаций и вознаграждений, обучение и повышение квалификации работников, а также такие обслуживающие функции, как чистка и уборка зданий, техническое обслуживание и ремонт оборудования.
Менеджмент. Менеджмент — это отдельная подсистема, отвечающая за управление другими частями организации и координации их деятельности. Менеджмент высшего звена определяет направление, стратегию, цели и политику организации в целом или ее главных подразделений. Менеджмент среднего звена отвечает за исполнение этих решений и координацию действий на уровне подразделений. В традиционных организациях менеджеры среднего звена связывают высшее руководство с техническим ядром, обеспечивая выполнение распоряжений и передавая информацию вниз и вверх по иерархической лестнице.
В реальных организациях эти пять частей взаимосвязаны и часто одна часть выполняет функции нескольких подсистем.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Взгляд на организацию как на систему позволяет понять общую динамику жизни организаций. Следующей ступенью в исследовании организаций будет изучение характеристик, относящихся к специфическим чертам строения организации.
Характеристики организаций подразделяются на два типа: структурные и контекстные. Структурные характеристики дают возможность выделить особенности внутреннего строения организации, описать их количественно и сравнивать организации между собой на основе этих описаний. Контекстные характеристики описывают организацию в целом, включая ее размер, технологии и оборудование, которые она использует, и цели, которые она преследует. Они описывают также и окружающую обстановку, которая влияет на организацию и формирует ее структурные характеристики. Контекстные характеристики можно рассматривать как набор отчасти перекрывающих друг друга элементов, лежащих в основе организационной структуры и процессов работы. Чтобы понять и оценить организацию, нужно исследовать как ее структурные, так и контекстные характеристики:
1. Формализованность (formalization) относится к количеству письменной документации, используемой организацией. Документация включает в себя инструкции, технические описания, приказы и устав. Эти письменные документы характеризуют деятельность организации.
2. Специализация (specialization) показывает, насколько задачи организации разделены по профессиональному признаку. Если специализация высока, каждый из работников отвечает только за свой, достаточно узкий круг задач. Если специализация низкая, один и тот же работник может выполнять очень разнообразные обязанности. Специализацию иногда называют также разделением труда.
3. Иерархия власти (hierarchyofauthority) описывает, кто в организации кому подчинен и область ответственности каждого менеджера. Иерархия на схеме строения организации обозначается вертикальными линиями. Понятие иерархии связано с понятием диапазона контроля (span of control). Диапазон контроля — это число работников, подчиненных одному начальнику.
4. Централизация (centralization) относится к тому, на каком уровне иерархии принимаются решения. Если люди, принимающие решения, сосредоточены на верхних ступенях иерархической лестницы, то организация централизована. Если же ответственность за важные решения делегируется на более низкие уровни иерархии, то организация является децентрализованной.
5. Профессионализм (professionalism) — это уровень формального образования и подготовки работников. Профессионализм считается высоким, если претенденту на работу нужно иметь высокий уровень подготовки, чтобы быть принятым в организацию. Профессионализм обычно измеряется средним количеством лет, потраченных работниками организации на свое образование.
6. Соотношения персонала (personnelratios) описывают распределение работников по различным областям деятельности и подразделениям. Соотношения персонала включают в себя долю администрации, долю канцелярских работников, долю профессионального штата и отношение количества работников, занятых обслуживанием производственного процесса, к количеству работников, занятых непосредственно производством продукции. Соотношения персонала получаются делением числа работников данного класса на общее число работающих в организации.
КОНТЕКСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. Размер (size) —это величина организации, то есть количество людей, работающих в данной организации. Поскольку организации — это социальные системы, размер обычно определяется по числу работников.
2. Технологии, используемые организацией (organizationaltechnology) — это инструменты, способы производства и действия, с помощью которых организация преобразует входные данные в выходные. Линия сборки автомобилей, классная комната колледжа и круглосуточная служба доставки посылок в равной степени являются технологиями.
3. Окружающая среда (environment) включает все, что связано с организацией, но находится за ее пределами. Ключевые элементы окружающей среды — это области деятельности организации, правительство, покупатели, поставщики и финансовая среда. Элементами окружающей среды, наиболее сильно воздействующими на организацию, часто являются другие организации.
4. Цели и стратегии (goalsandstrategies) организации — это задачи организации и соответствующие способы их выполнения, отличающие данную организацию от других. Стратегия — это план действий, описывающий распределение ресурсов и виды деятельности, необходимые для установления отношений с окружающей средой и достижения целей организации.
5. Культура (culture) организации представляет собой набор основных ценностей, убеждений, взглядов и норм, общих для всех работников. Культура организации нигде не записана, но ее можно обнаружить в том, какие истории рассказывают в организации, в ее лозунгах, официальных мероприятиях, манере служащих одеваться и расположении служебных помещений.