В современной России нарушена закономерная связь между обществом, наукой и властью. Главной целью сегодня является приведение экономики страны в соответствие с интеллектуальным потенциалом нашего общества. Необходима государственная поддержка фундаментальной науки, причем меры поддержки должны носить системный характер.
В связи с социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в стране, интеллектуальный потенциал ученых оказался не востребован. В то же время существует ряд проблем, которые необходимо решить, прежде чем начать реализацию определенных программ. Среди них следует отметить:
- Недостаточность и неоткрытость финансирования науки;
- Отсутствие механизма капитализации знаний;
- Стремительное старение ученых.
До настоящего времени нет концепции государственного развития науки, в том числе, нет четкой программы финансирования научных программ. Высшие школы должны научить молодых ученых реализовывать свои научные разработки на практике, владеть современным научным менеджментом. Необходимо также сделать все возможное на государственном уровне, чтобы молодые ученые оставались в науке.
В связи с этим в области кадрового потенциала науки и высоких технологий перед российским государством и обществом в течение ближайших 10-15 лет возникает неотложная необходимость решения двух основных задач:
а) совершенствования возрастной структуры научных кадров путем снижения оттока из научной сферы, привлечения и закрепления в науке необходимого количества молодых талантливых ученых и специалистов, а также путем высвобождения и подготовки соответствующих рабочих мест;
б) улучшения общих условий труда, профессионально-квалификационной структуры и эффективной занятости научного персонала, способного обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской науки и техники, экономики и социальной сферы.
Успешное решение этих задач требует комплексного подхода – сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научную деятельность молодых талантливых ученых и специалистов с общими методами поддержки научно-технической сферы.
Решение неотложной проблемы укрепления научных кадров и активизации привлечения молодых специалистов в науку должно проводиться на основе государственного подхода и на базе следующих принципов:
- первостепенности задачи обновления, развития и поддержки кадрового потенциала науки в государственной научно-технической политике;
- дифференцированности работы по обновлению научных кадров с учетом прогрессивных тенденций и особенностей развития отраслевой, региональной и секторной структуры научного потенциала, первоочередном привлечении талантливой молодежи в приоритетные для государства и общества отрасли науки и технологии;
- селективности работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке молодых талантливых специалистов и ученых, обладающих призванием и способностями к научным исследованиям;
- гармонизации отношений между учеными разных возрастов и квалификации, обеспечения преемственности поколений, недопустимости искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста;
- оценки сравнительной эффективности достижения необходимого уровня кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов или за счет лучшей мотивации и организации труда действующих исследователей, или за счет возвращения в науку ушедших из нее (уехавших за рубеж) специалистов; необходимо оптимальным образом сочетать данные направления повышения качества кадрового потенциала науки;
- комплексности подхода к решению указанной задачи на основе согласованного использования политических, экономических, организационных, социально-кадровых и образовательных форм и методов, а также органического сочетания целевых (адресных) и общих (улучшающих общую ситуацию в науке) методов привлечения молодых специалистов в научную сферу. [17]
Государственная поддержка талантливой научной молодежи оказывается государственными органами РФ и осуществляется посредством:
1) установления премий, стипендий, предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов для талантливой молодежи;
2) содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающих деятелей науки;
3) создания и развития центров по выявлению особо одаренной и талантливой молодежи;
4) организации и проведения конкурсов, олимпиад, симпозиумов, конференций и семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи, организации международных молодежных обменов;
5) обеспечения доступа на конкурсной основе одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях зарубежных стран;
6) создания условий молодым ученым для проведения научной работы, содействия практическому внедрению разработок молодых ученых, а также сохранения и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи;
7) поощрения физических и юридических лиц, оказывающих поддержку талантливой молодежи.
Кроме того, несмотря на то, что в России до сих пор нет закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации»[1], наше государство принимает на себя обязательства в международных договорах урегулировать следующие основные направления законодательного обеспечения молодежной политики на общем рынке труда:
· в сфере законодательства о предпринимательской деятельности:
- создание законодательных условий для предпринимательской деятельности молодежи в производственной, научно-технической, инновационной сферах.
· в сфере образования:
- предоставление образовательных кредитов и установление на конкурсной основе стипендий и грантов для талантливой молодежи. [1]
«Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации» констатирует, что первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных работников, обеспечение реального равенства их прав и возможностей с профессорско-преподавательским составом, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.
Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансировании этой деятельности из госбюджета. Требуется создание на правительственном уровне межведомственной комиссии, координирующей научно-исследовательскую работу с молодежью.
Министерство образования и науки РФ в этих целях планирует:
- развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций;
- разработать организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых;
- вне зависимости от вида научных работ необходимо предусмотреть поддержку НИР молодых исследователей, патентно-правовой и лицензионной работы как составной части научно-исследовательской деятельности;