Расчет интегральных оценок по вариантам месторасположения предприятия определяется по формуле:
О1 = 0,6 х (0,8х5 + 0,1х8 + 0,1х7) + 0,2 х (0,1х6 + 0,2х4 + 0,7х5) +0,2 х (0,6х8 + 0,2х2 + 0,2х9) = 5,68
О2=0,6 х (0,8х6 + 0,1х4 + 0,1 х 5) + 0,2 х (0,1х8 + 0,2х6 + 0,7х3) + 0,2 х (0,6х5 + 0,2х2 +0,2х3) = 5,04
Вывод: с учетом интегральной оценки, полученной на основании модели Вебера, приоритетным является вариант размещения предприятия по производству металлической посуды в Ленинском районе города Донецка. Данный вариант имеет следующие преимущества:
наличие в районе ОАО «ДМЗ», осуществляющее производство нержавеющей и легированной стали, необходимой для производства посуды;
имеющиеся мощности ЛКМСУ, которые используются для производства посуды, а также незагруженный квалифицированный персонал;
наличие разветвленной транспортной инфраструктуры;
большой удельный вес населения категории безработных и частично занятых;
наличие разветвленных схем, услуг и обслуживания;
наличие сети коммуникационного и информационного обслуживания;
законодательное обеспечение деятельности в условиях СЭЗ.
Обоснование конкурентной стратегии предприятия при принятии решений.
Форма занятия: Анализ конкретной рыночной ситуации.
Используемые методы: - игровое моделирование, платежная матрица.
Вопрос: какие Вы знаете рыночные ситуации из маркетинга?
диверсификация;
дифференциация;
концентрация и др.
Используемые матрицы: Бостон Консалтинг Групп (БКГ); Маккинзи; Ансоффа; Дж. Электрик.
Для анализа конкурентного статуса предприятия используется матрица «денежные потоки – конкурентный статус предприятия» (Маккинзи).
Конкурентный статус
Критерии
Новички Универсалы (коммутанты) |
пионеры новаторы (эксплеренты) |
претенденты нишевики (виоленты) |
Лидеры Силовики (патиенты) |
1) приближение к потребителю |
3) инновационное управление |
5) специализация в сегменте рынка |
7) лидерство в секторах рынка |
2) гибкое реагирование |
4) опережение в нововведениях |
6) опережение в обслуживании |
8) опережение в цене |
Стратегии: проникновения диверсификации интеграции
Статус предприятия:
Новички (Коммутанты) – стратегия текущая, все что попадает, всеядные.
Пионеры (эксплеренты) – предлагают что-то новое, диверсификация.
Претенденты (виоленты) – специализируются по сегментам рынка.
Лидеры (патиенты) – интеграция в сектора, отрасли.
Цели:
Приближение к потребителю – формирование клиентской сети.
Гибкое реагирование – ориентация на спрос, привлекательность рынка.
Инновационное управление – повышение квалификации персонала, вплоть до замены работников научными кадрами и создания венчурных предприятий (отделение предприятий, занимающихся разработкой инноваций).
Опережение в нововведениях – внедрение новых технологий, товаров (Прокртор).
Специализация в сегментах рынка – обеспечение запросов клиентов (спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью).
Опережение в обслуживании – сервис, качество, гарантии.
Лидерство в секторе рынка – индивидуальный подход для каждого сегмента рынка (множественная сегментация).
Опережение в цене – массовое низкозатратное производство.
Задание 2
Постановка задачи.
Донецкая швейная фабрика расширяет производство и налаживает выпуск одежды для детей. Продукция реализуется по прямым каналам сбыта через сеть магазинов «Детская одежда». Предприятие использует стратегию опережения в цене (8) – за счет массового выпуска продукции и низкозатратного производства. Основную конкуренцию на рынке детской одежды представляют товары из Азии и России. Предварительно выполнен прогноз спроса и доходности предприятия на апрель-май 2002 года.
В условиях высокой конкурентоспособности и низкой покупательской способности населения предусматривается выпуск детской одежды в ассортименте 600 детских костюмов и 1975 платьев.
В условиях низкой конкурентоспособности и высокой покупательской способности – 1000 костюмов и 625 платьев.
Затраты на единицу продукции составляют:
для костюмов – 27 у.д.е.
для платьев – 8 у.д.е.
цена реализации прогнозируется на апрель-май:
для костюмов – 48 у.д.е.
для платьев – 16 у.д.е.
Задача:
обосновать выбор оптимальной стратегии предприятия на рынке детской одежды по критерию мах. величина среднего дохода.
определить объем производства при расширении предприятия с условием полной реализации готовой продукции.
Данная постановка задачи относится к «играм с природой».
Алгоритм решения
Шаг 1. Устанавливаются чистые стратегии участников игры.
Теория игр:
Антагонистические
Игры с природой (конкуренция)
Игры с нулевой суммой
Игры с обучением (деловые игры)
Ситуационные игры (изменение ситуации во внешней среде).
1-й игрок (Дон.швейн.ф-ка) – располагает двумя чистыми стратегиями:
А – ориентирована на высокий уровень конкуренции и низкую покупательскую способность населения;
Б – ориентирована на низкую конкуренцию и высокую покупательскую способность.
2-й игрок (конкуренты) – использует тоже две чистые стратегии:
В – высокий уровень, низкие цены и выручка;
Г – низкий уровень конкуренции с высокой ценой и выручкой.
Шаг 2. Определяется уровень дохода. Рассматриваем предприятие при различном сочетании стратегий.
Сочетание стратегий А – В
Ожидаемый доход ДА,В=600(48-27) + 625(16-8)–(1975-625)х8=6800 у.д.е.,
где (1975-625) – потери предприятия, связанные с производственными затратами и недополучением доходов при сбыте продукции (остатки на складе).
Сочетание стратегий А и Г
ДА,Г=600(48-27) + 1975(16-18)=28400 у.д.е.
Сочетание стратегий Б и В
ДБ,В=1000(48-27) + 625(16-8)=26000 у.д.е.
Сочетание стратегий Б и Г
ДБ,Г=600(48-27) + 625(16-8) – (1000-600)х27=6800 у.д.е.
где (1000-600) – часть произведенных костюмов, которые не будучи реализованы из-за низкой покупательской способности населения.
Шаг 3. Формируется платежная матрица с учетом уровня доходов предприятия при различном сочетании стратегий игроков.
Форма платежной матрицы. Основной метод обоснования какого-либо рода:
статистический (макроэкономический анализ для выявления основных проблем и для подтверждения актуальности и предлагаете решение).