Члены экспертной комиссии: изучают материалы, представленные на экспертизу, подготавливают проект экспертного заключения.
При необходимости организуется выезд членов экспертной комиссии на место проектируемого освоения лесов для получения дополнительной информации.
В процессе проведения экспертизы может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов. На срок получения дополнительной информации срок проведения экспертизы приостанавливается.
В целях разъяснения проектных решений председатель экспертной комиссии может приглашать лесопользователя для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии.
Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Положительное заключение оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Положительное заключение экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа представленного лесопользователем проекта освоения лесов.
Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
Отрицательное заключение оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки. Использование лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов не допускается.[15]
Проект заключения экспертизы обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения экспертизы.
Каждое заседание экспертной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются руководителем экспертной комиссии и ответственным секретарем.
При наличии замечаний по проекту заключения экспертизы он дорабатывается, после чего подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.
Заключение экспертизы считается принятым, если оно подписано квалифицированным большинством членов комиссии, составляющим не менее двух третей ее списочного состава.
В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами заключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой "особое мнение", которое принимается к сведению.
Заключение экспертизы не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.
Один экземпляр материалов, представленных на экспертизу проекта освоения лесов, после ее завершения остается в Департамент, остальные материалы и заключение экспертизы направляются или передаются лесопользователю в течение 7 дней после утверждения заключения.
Изменения и дополнения, вносимые в проект освоения лесов, подлежат экспертизе в соответствии с требованиями, установленными настоящим регламентом.
В случае не подписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при подписании заключения со ссылкой на "особое мнение" экспертов, составляющих более одной трети списочного состава комиссии, создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе.
В случае если заключение вновь созданной экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава, данная экспертиза считается завершенной с отрицательным заключением. Отрицательное заключение экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
При отрицательном заключении экспертизы проекта освоения лесов лесопользователь вправе доработать документацию в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на экспертизу.
Основанием для повторной экспертизы являются:
- доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении Департамент, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертизы;
- изменения и дополнения, внесенные в проект освоения лесов;
- истечение срока действия положительного заключения экспертизы;
- решение суда.
Повторная экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого проекта) составе в соответствии с настоящим регламентом.
При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением экспертизы результаты экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Лесопользователь имеет право приступить к использованию лесного участка, после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
При возникновении прав использования лесов лесопользователю необходимо подать лесную декларацию в территориальное управление (лесничество), на территории которого будет работать лесопользователь. Порядок заполнения и подачи лесной декларации разработан Министерством Природных Ресурсов РФ, приказ №74 от 02.04.2007.
Таким образом, Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проводит государственную экспертизу освоения лесов. Департаментом разработан и утвержден состав экспертной комиссии для проведения государственной экспертизы, регламент прохождения документов при проведении экспертизы проектов освоения лесов, а также утверждены методические рекомендации по разработке проекта.
Заключение
В ходе работы поставленная цель достигнута, задачи выполнены, что подтверждается нижеследующими выводами и положениями. В работе рассмотрены основные понятия и виды экспертиз, формирование экспертной комиссии, выявлены основные стадии экспертного опроса, определены основные методы проведения экспертиз, рассмотрена организацию экспертизы в государственных органах власти на примере Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рассмотрено проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Экспертиза является важным инструментом при разработке управленческих решений. Экспертизы применяются в различных сферах и являются неотъемлемым условием для осуществления различных видов деятельности.
Формирование состава экспертной комиссии зависит от конкретной ситуации принятия решений, возможностей организаторов экспертизы привлечь для работы высококвалифицированных специалистов. Экспертиза проводиться в несколько стадий, которые помогают детально проанализировать объект исследования и принять необходимое управленческое решение.