Основа всякой науки - это возможность объективно измерить изучаемые явления. Многие процессы в управленческой практике трудно поддаются измерению вследствие отсутствия механизма их описания и анализа. Это дает пищу руководителям-практикам для утверждения, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт, и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.
На сегодняшний день можно признать лишь некоторую ограниченность теории и научных исследований в области управления.
В пользу утверждения, что управление - это сложная наука, говорит главный аргумент научности - наличие общих принципов управления, определяющих различные
Менеджеры всех уровней управления участвуют в выполнении всех функций управления. Однако сфера их деятельности и сложность выполняемых работ существенно зависит от уровня управления.
Менеджеры высшего уровня представлены первыми руководителями предприятия, обеспечивают интересы и потребности собственников, разрабатывают стратегию деятельности организации, разрабатывают политику, осуществляют общее и текущее регулирование процессов. Эта категория менеджеров представляет институциональный уровень управления.
Менеджеры среднего уровня обеспечивают реализацию решений, принятых руководством высшего уровня, и осуществляют управление работниками (исполнителями) низового уровня. Этот уровень менеджмента представлен руководителями подразделений, операционными менеджерами, организаторами производства. Эта категория менеджеров также называется управленческим уровнем.
Менеджеры низового уровня осуществляют руководство непосредственно исполнителями. На этом уровне находятся мастера, начальники производственных участков и т. п. Менеджеры технического уровня занимаются ежедневными операциями, обеспечивающими эффективную работу управляемых объектов.
Менеджмент как структурный орган управления. Функции управления реализуются менеджерами на разных управленческих уровнях. Реализуя функции управления, менеджеры проявляют свои знания и умения осуществлять управленческие процессы. Выполняя конкретную роль в процессах менеджмента, менеджеры создают структуру аппарата управления. Поэтому структура аппарата управления ассоциируется с понятием менеджмент. Такое представление позволяет использовать термин "менеджмент" вместо термина "аппарат управления".
Термин "УПРАВЛЕНИЕ" в словарях русского языка имеет следующие значения:
Действие по управлению техническими средствами.
Руководить, направлять деятельность, работу кого-либо (животного, человека).
Административное учреждение или административный орган внутри какого-либо учреждения.
Из этих определений видно, что термин "управление" имеет более широкое значение по сравнению с менеджментом. Этот термин используется для определения действий человека как по управлению техническими средствами (автомобилем, пароходом и т.д.) или животными (лошадью), так и в отношении управления людьми. Управление - это процесс выполнения функций. Следовательно, менеджмент и управление являются синонимами лишь по отношению к целенаправленной и согласованной работе коллективов людей. Сущность и содержание управления, также как и менеджмента, проявляется в функциях, а, следовательно, в функциональном и технологическом разделении умственного труда.
В литературных источниках и практической деятельности существует много определений сущности менеджмента. Дать однозначное толкование содержания менеджмента сложно и, наверное, невозможно.
В современной практике термин "менеджмент" используется не только по отношению к управлению организациями, но и в сфере политических и социальных отношений. Термин "менеджмент" можно использовать по отношению к любому типу организаций: предприятию, государственному органу, учреждению по оказанию разнообразных услуг и др. Главное, что при этом необходимо помнить: термин "менеджмент" следует употреблять лишь в том случае, если объектом управления является отдельный человек, группа людей или коллектив (разновидность группы) людей, работающих в организациях, опыта, инструментом которого явились существующая теория управления и результаты научных исследований.
Именно эти составляющие помогают нам понять невероятно трудный мир организаций.
Но, к сожалению, не только многие практические работники, но и ученые забывают, что нет ничего лучшего для искусства управления, чем хорошая теория.
Теория управления.
Эта теория представляет собой наиболее общие выводы, типичные для данного класса проблем, ее выводы основаны на систематизации и суммировании знаний прошлого опыта.
А это значит, что руководитель, знающий положение науки, быстрее ориентируется в лавине фактов и явлений, упорядочивает их для себя, замечает закономерное, и на этой основе находит верное решение. Наука, теория - это не сама жизнь, а выводы из нее, логически упорядоченные, достоверность которых подтверждена практикой.
Управление - это, прежде всего, наука. Искусство управления - это дар божий руководителю, овладевшему теорией управления. Отсутствие искусства в деятельности руководителя делает управление менее эффективным, но это не значит, что управление не может существовать без искусства управления.
Исходные понятия общей теории управления
Аксиоматику и логику науки о процессах управления образуют исходные понятия и принципы общей теории управления.
Общее понятие управления.
Данная категория является исходным фундаментом общей теории управления, а также науки о процессах управления.
Следует различать общие и частные понятия управления, относящиеся к какому-либо одному объекту или виду управления.
В общем понятии управления отражаются наиболее существенные свойства. Введение в него хотя бы одного нового свойства сужает общее понятие и превращает его в частное. Например, управление общественным производством - общее, а управление промышленным производством - конкретное.
Вообще, в науке управления надо пользоваться лишь такими основными понятиями, которые имеют однозначные определения, понимаемые всеми в одном и том же смысле и ни в каком другом.
Общее понятие управления - это определение цели и факта ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий.
Цель - конечные результаты, которых необходимо достигнуть в некоторый определенный момент времени.
Рис. 1.4. Взаимосвязь основных понятий общей теории управления
Кто или что может быть субъектом управления, осуществляющим процесс управления каким-либо объектом?
Какими свойствами должен обладать субъект управления?
Исходя из общего понятия управления, субъект должен:
· обладать способностью сознательно определять цели;
· разрабатывать и выбирать способы воздействия и средства достижения принятых целей;
· обладать способностью регистрации самого факта достижения цели;