- формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и др.);
- разработка новых конкурентоспособных видов продукции;
- повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введения жесткой системы контроля, введения персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т.п.);
- финансово-экономическая оценка результатов выполнения госзаказа и целесообразности его выполнения в дальнейшем;
- формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
- разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т.п.).
Мероприятия в сфере производства:
- ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств;
- сокращение количества производственных звеньев (производств, цехов, участков);
- определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, профильных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;
- укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима и т.д.
Мероприятия в сфере управления издержками:
- поиск более дешевых ресурсов, в т.ч. заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях (возможно: поиск более качественных ресурсов, улучшающих качество конечного продукта, что позволяет повысить цену при соответствующем информировании покупателя о произведенных изменениях);
- совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов;
- экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.);
- консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества, с этой целью снижения затрат по его содержанию;
- снижение непроизводственных издержек, в первую очередь, по содержанию объектов социальной сферы и т.п.
Мероприятия по управлению оборотным капиталом:
- ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;
- «расчистка» баланса (реализация, списание);
- разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;
- контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия.
По управлению запасами:
- расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне;
- экономия издержек по хранению, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес;
- концентрация внимания на запасах, имеющих наибольшую стоимость;
- разработка мер по обеспечению сохранности запасов и избежанию их порчи и ущерба.
По управлением дебиторской задолженностью:
- оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;
- анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
- систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
- уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
- использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
- оценка возможности факторинга – продажи (переуступки) дебиторской задолженности.
По управлению кредиторской задолженностью:
- поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;
- мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей (индифферентность до определенного предела, прекращение поставок, изменение условий поставок – цен, размера партий, отмена скидок и др.);
- индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей индифферентным к неплатежам поставщикам, своевременная оплата – применяющим санкции и т.д.);
- составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;
- контроль исполнения бюджетов.
Мероприятия по совершенствованию управления:
- постановка системы управленческого учета (хотя бы в усеченном виде). Учет затрат по их видам (переменные, постоянные) и центрам их возникновения (подразделения предприятия);
- формирование финансовой структуры предприятия (центров бизнеса: центров затрат, выручки, прибыли);
- внедрение системы оперативного и текущего финансово-экономического анализа по данным управленческого учета;
- введение системы финансово-экономического планирования, разработки оперативных и текущих бюджетов предприятия и его центров бизнеса;
- контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;
- разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.
Нынешнее состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветающую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса. Ситуация в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной практикой.
Вероятно, реальный выход из создавшегося тупика есть. Но преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства. Важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя антикризисную поддержку приоритетных производств.
По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.