5) говорить уважительно, сообразуясь с интересами слушателей;
6) стараться говорить последним, так как аргументы, выслушанные последними, имеют наибольшее влияние на слушателей. Главный недостаток этого метода - это медленное воздействие и неопределенность.
Для того, чтобы убедить кого-либо в чем-либо, требуется больше времени и усилий, чем для издания приказа, подкрепленного властью, основанной на принуждении, традиции или харизме.
Кроме того, возможно убедить слушателя не удастся. Следует иметь в виду, что влияние путем убеждения имеет одноразовое действие, в каждой новой ситуации необходимо вновь убеждать. Преимущество использования убеждения заключается в том, что работу человека, на которого влияют, скорее всего, не нужно будет проверять, так как он в этой ситуации постарается сделать больше, чем установлено минимальными требованиями.
Влияние через участие в управлении идет гораздо дальше, чем убеждение, оно признает участие, власть и способности исполнителя.
Руководитель направляет усилия и способствует свободному обмену информацией. Экспертная власть руководителя и исполнителя может быть объединена в едином решении, в правильность которого оба будут искренне верить. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Участие в принятии решений совершенно явно основывается на потребностях высокого уровня - потребностях во власти, компетентности, успехе или самовыражении. Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами [1; с.154].
Обычно, если работники участвуют в обсуждении предлагаемых изменений в их работе, они меньше сопротивляются переменам. Кроме того, повышается производительность труда, сокращается текучесть кадров. Но те люди, которые не любят неопределенность, не склонны к индивидуализму, предпочитают жестко контролируемые ситуации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что власть руководителя должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, желательно вдохновенной, направленной на достижение целей организации.
2. Практическое задание
Авторитет руководителя - это признание, которым он пользуется у подчиненных.
Первоначально руководителя отождествляется его должностью, высокопрестижная должность работает на его утверждение авторитета.
Взаимосвязь должности и авторитета можно представить в виде весов: на одной части престиж должности (П), на другой - авторитет руководителя (А).
Изобразите эти весы для трех ситуаций:
1. правильное соотношение престижа должности и действий руководителя по утверждению авторитета.
2. явное несоответствие занимаемой должности и действий руководителя по утверждению авторитета.
3. наличие у руководителя управленческого запаса прочности, возможности повышения в должности.
Какое из положений весов предпочтительнее и почему?
Допустите, что Вы - руководитель низового звена. Какой метод влияния вы выберите на вышестоящее руководство, чтобы оно приняло вашу идею.
Обоснуйте ответ.
Решение:
Для первой ситуации на наш взгляд, действует положение, когда весы находятся в уравновешенном состоянии, что видно, исходя из, рис.1.
Рис.1 Весы престижа и должности уравновешены.
Для второй ситуации, характерно положение, когда понижен престиж должности будет понижен, так как явное несоответствие человека занимаемой должности, порождает у подчиненных мнение о том, что этот человек ничего не решает, он некомпетентен, что веден непосредственно, ведет к падению престижа его должности.
Рис.2 Падение престижа должности.
В третьей ситуации, когда у руководителя имеется большой управленческий потенциал, и имеется возможность карьерного продвижения, происходит падение авторитета и повышение престижа должности.
Рис.3 Падение авторитета руководителя.
На наш взгляд, предпочтительнее является первое положение весов, потому, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя, от того авторитета, которым он обладает. В организации наличие авторитета только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Чтобы руководство приняло мою идею, на наш взгляд, необходимо использовать метод убеждения. Влияние путем убеждения основано на власти примера и эксперта. Убеждение доводит до сознания потенциального руководителя, что, действую согласно тем положениям, которые лежат в основе моей идеи, он удовлетворит собственную потребность. Чтобы добиться этого, человек может пользоваться логикой, эмоциями.
3. Вопросы
Чем отличается управление от руководства?
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство [3; с.470]. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие [3; с.470].
Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников [3; с.470].
В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным.
В практике управления лидерство - это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения, созданного для других видения в реальность [1; с.151]. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.