По второй линии, характеру соперничества, редукция противоборства проходит следующие ступени: война (неограниченный спектр борьбы, применение крайних средств) - насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) - агрессивность (отдельные враждебные действия) - соперничество (конкуренция, состязание по определенным правилам) - враждебность (неприязнь, недружеские отношения) - напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) - спор (идейное противоборство) - несогласие (расхождение мнений) - консенсус (согласие).
Существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов:
- рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски;
- концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента;
- расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;
- сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие;
- проведение различия между участником и предметом конфликта.
Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления:
- относительность соперничества;
- ограничение сферы соперничества;
- сложный, многосоставный характер соперничающих сторон;
- временное (стадийное) ограничение конфликта;
- расширение временного горизонта конфликта;
- стремление к окончательному решению конфликта менее желательно, чем к мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению его;
- конфликты решаются с помощью перемен, а не путем замораживания существующего состояния;
- нежелательность односторонних уступок, ибо сделавшая уступки сторона, как правило, чувствует себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;
- при разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах ее сторонников и окружающих;
- решение конфликта должно быть легитимировано культурой, т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими;
- ориентация на многопричинность конфликта и использование разнообразных средств;
- арбитраж, включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны;
- предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш;
- ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон;
- определение круга возможных альтернатив, допустимых уступок до принятия совместного решения;
- определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения;
- результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.
Конечно, на наш взгляд, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Нам кажется, что их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации, что поможет руководителю находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев проблему конфликтов в сфере управления, можно сделать вывод: конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Возможен выбор и других определений.
Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.
Способом разрешения конфликта становится компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни (руководство стройуправления) - по существу проблемы, другие (рабочие участка) - по вызывающей форме протеста. В итоге возобладал функционально-позитивный результат.
Время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушения делового контакта, как правило, во много раз способно превосходить время самого конфликта. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон конфликт выступает единовременно и как защитная, и как ответная, эмоционально окрашенная реакция.
Любой конфликт в организации есть прямой результат накопления неудовлетворенности существующим положением, возрастания противоречий, обострения социальной напряженности. В Российской Федерации общими факторами такой напряженности в настоящее время, в частности, выступают: недовольство ходом и результатами реформирования экономики; большие социальные издержки внедрения рыночных отношений, включая неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры предприятий и регионов; административный и правовой беспредел; рост преступности и признаки нравственной деградации. Дополнением к этому могут служить условия, свойственные той или иной отрасли хозяйства, региону страны или конкретной организации.
Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
Возможные пути решения социальных конфликтов в сфере управления предприятием:
· внесение изменений и дополнений в традиционный макет коллективного договора (устава предприятия);
· установление рабочего контроля, в том числе в упомянутых ранее формах;
· создание так называемых опорных структур производственной демократии.
· консолидация индивидуальных пакетов акций работников;
· включение в устав предприятия Положения о создании Фонда акционирования работников предприятия;
· скупка акций у работников-акционеров, ушедших из предприятия, на выгодных для них условиях;
· разработка систем и механизмов мотивационных стимулов;
· передача на доверительной основе принадлежащих работникам акций;
· продажа акций работников аутсайдерам с социальными и инвестиционными условиями.
Автор считает, что все эти правила и рекомендации не являются универсальными, поэтому их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации.