Китай считается страной с одним из самых низких уровней преступности по отношению к иностранцам. Однако не стоит обольщаться на этот счет: даже в самой классной гостинице у бизнесмена могут прямо из-под носа увести дорогой фотоаппарат, не говоря уже о карманных кражах. Но это то, что есть, наверное, в любой стране и что больше зависит от его личной осторожности и внимательности.
Больше всего стоит опасаться в Китае и в общении с китайцами «неосторожного обращения с людьми». Чрезмерное доверие, чрезмерная фамильярность, чрезмерная наглость или чрезмерная грубость могут послужить причиной очень и очень печальных последствий.[8]
Основное правило ведения бизнеса с китайцами – не наживайте себе врагов! Китайцы злопамятны и мстительны. При этом они к тому же еще и настолько импульсивны в своих поступках, что стать жертвой китайской несдержанности в Китае – проще простого.[9]
Основное правило для избегания «крайних мер» по отношению к себе со стороны китайцев – не делать так, чтобы китаец чувствовал себя «потерявшим лицо». Понятие «потерять лицо» многогранно, и о нем очень много любят говорить иностранцы – почти как о японском «харакири». Но на практике надо помнить только об одном: унижая, оскорбляя, обманывая китайца (вольно или невольно, с последующим чувством раскаяния или без него), старайтесь сделать так, чтобы об этом знало как можно меньше китайцев, кроме него самого. «Потеря лица» – явление социальное! И обман (хитрость) или оскорбление для китайца сами по себе не являются чем-то страшным. Даже наоборот: обман – это показатель ума, а оскорбление, – показатель внутренней силы! Но если об этом знает или, не дай бог, это видело еще несколько китайцев, а тем более близких и уважаемых этим китайцем, это уже «потеря лица», утрата авторитета в глазах окружающих.
Тут уж недалеко и до публичного или кулуарного объявления вам вендетты. А уж за техникой исполнения такой вендетты у китайцев дело не станет! Это может быть и вытащенная на божий свет забытая вами долговая расписка пятилетней давности, и сделанные во времена «дружбы» фотографии или видеозаписи бурных веселий, и даже нанятый за пару десятков тысяч юаней «палач» из далекого города – как последний аргумент. Китайцы крайне неразборчивы в средствах и методах решения коммерческих споров. Особенно когда речь идет о крупных суммах.[10]
Заключение
Подведем выводы о проделанной работе. При общении с китайцами, самое важное – избегать ситуаций, при которых вы можете поставить в неловкое положение китайца в присутствии его соотечественников. Критические замечания высказываются только с глазу на глаз. Допускается также воспользоваться услугами третьего лица, особенно если замечания адресованы человеку с высоким социальным статусом. При этом посредника нужно выбирать очень тщательно. Он должен быть лицом, во-первых, незаинтересованным и, во-вторых, уважаемым китайской стороной. Если вы хотите высказать критические замечания в письменном виде, лучше сделать на своем послании пометку «конфиденциально», чтобы письмо не попало в руки секретаря. Ни в коем случае не подрывайте авторитет китайского руководителя в глазах его подчиненных!
Как можно быстрее реагируйте на деловые письма, запросы, предложения и приглашения. Между прочим, одна из основных претензий китайских бизнесменов к европейским и американским партнерам – медленное рассмотрение вопросов. Даже если вы не готовы сразу же дать ответ на запрос, немедленно сообщите, что вы приняли его к рассмотрению. Известный американский бизнесмен Артур Ридли, специализировавшийся на крупных международных контрактах, признавался, что, работая с китайцами, он дополнительно нанимал по крайней мере двух менеджеров: специалиста по китайскому деловому этикету и «ускорителя» деловой переписки.
Китайцы правдами и неправдами стремятся к тому, чтобы партнер первым открыл свои карты, то есть высказал собственную точку зрения, сделал предложение, назвал цену и т.д. Сами китайцы обычно высказываются только к концу переговоров, когда полностью оценят реальные позиции противоположной стороны. В деловом общении с китайцами очень часто кажется, что переговоры зашли в тупик, но именно в этот момент они вносят более реальные предложения, соглашаются на какие-то уступки и предлагают компромиссные решения. С жителями Поднебесной трудно разговаривать, но, если договор достигнут, вы можете быть уверены, что они ни на йоту не отступят от своих обязательств.
Ни в коем случае не пропускайте официальные и протокольные мероприятия. На банкеты и приемы принято приносить подарки, бутылка вина, например, или корзинка с фруктами будут всегда уместны. Если вы приглашены в китайский дом, придите немного раньше. Уходить полагается вскоре после окончания ужина. Во время ужина следует попробовать все блюда. От подарка или дополнительной порции еды вначале надо вежливо отказаться, при этом дарящий или угощающий, в соответствии с тем же ритуалом, должен проявить некоторую настойчивость. Подарок принимают обеими руками.
По европейскому обычаю подарки распаковывают сразу же, что совершенно противоречит китайскому этикету, предполагающему, что подарки рассматриваются после ухода дарящих. Если вы только что познакомились с китайцем, следует называть его по фамилии. Традиционная деловая одежда – консервативный темно-синий или серый костюм, строгий неяркий галстук, белая рубашка, черные ботинки. Представители восточных наций не позволяют себе во время деловых переговоров снимать пиджак или ослаблять галстук. Согласно китайскому этикету, бокал держат в правой руке, но при этом поддерживают ее левой. Почетный гость первым пробует блюдо и первым встает из-за стола. По словам того же Артура Ридли, «дойти до переговоров с китайцами практически невозможно, на переговорной стадии работать с ними совершенно невыносимо, но после подписания контракта их деловая щепетильность, четкость и честность делает китайцев одними из лучших в мире деловых партнеров».[11]
[1] Титаренко М.Л. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. Москва, издательство «Восточная литература», 1996г. – стр.252
[2] Титаренко М.Л. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. Москва, издательство «Восточная литература», 1996г. – стр154
[3] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г.
[4] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г
[5] Там же
[6] Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. Москва, издательский дом «Муравей», 2004г. – стр.148
[7] Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. Москва, издательский дом «Муравей», 2004г. – стр.155
[8] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г
[9] Там же
[10] Насветова Т.И. Ведение переговоров с китайскими бизнесменами. «Эксперт» №2, июнь 2004г
[11] Насветова Т.И. Ве