Выходом из положения, когда невозможно прямое получение полного объема необходимой информации значительной частью участников инновационного процесса, является разделение информационного пространства на два уровня:
- общая информация о направлениях исследований, научно-технических разработках, потенциальных партнерах по инновационной деятельности и т.п.
- детальная (конкретная) информация для принятия решений в рамках осуществляемого инновационного процесса.
Поскольку первый уровень представляет интерес не только для потребителя, но и для “продавца” информации (возможность вступления в контакты и реализация полученных результатов), то для этого уровня возможна реализация концепции свободного доступа к информации пользователями и бесплатного пополнения баз данных заинтересованными владельцами соответствующей информации.
Кроме того, использование информации первого уровня информационной среды позволит пользователю существенно сократить сферу и время поиска источников необходимой ему информации и, в конечном итоге, расходы на ее получение.
На уровне конкретной (“технологической” для инновационного процесса) информации возможны два различных подхода.
Во-первых, покупка информации у ее владельцев (фирм, создающих и поддерживающих соответствующие базы данных).
Во-вторых, формирование баз данных с бесплатным доступом. В этом случае расходы на создание таких баз должно осуществлять государственные структуры или сообщества, объединяемые по профессиональному или иным признакам. Прежде всего, это могут быть базы, содержащие нормативно-правовые условия осуществления инновационной и иных видов деятельности.
Вывод
Учитывая финансовые и иные возможности реализации инновационных процессов в Украине формирование информационной среды инновационной деятельности целесообразно начать с создания интегрированной информационной системы, которая уже на первом этапе позволит обладать информационными ресурсами, принадлежащими к первому уровню информационного пространства, и обеспечит доступ к бесплатным информационным ресурсам второго его уровня.
Анализ состояния информационной деятельности показывает, что для достижения цели по оперативному и в полном объеме обеспечению НТИ инновационной деятельности необходимо решение следующих задач:
· принятие мер по гарантированному пополнению фондов библиотек и органов НТИ литературой, документацией и базами данных по направлениям, соответствующим приоритетам развития науки и экономики страны;
· повышение эффективности использования информационных ресурсов НТИ и функционирования информационной инфраструктуры науки и научно-технической сферы в интересах развития инновационной деятельности в стране;
· совершенствование технологических процессов сбора, обработки и хранения ресурса НТИ и вовлечения его в хозяйственный оборот, подготовки и реализации информационных продуктов и услуг для физических и юридических лиц, создающих и реализующих инновации;
· внедрение современных сетевых технологий и создание других условий для свободного доступа субъектам инновационной деятельности и заинтересованным гражданам страны к отечественным и зарубежным ресурсам НТИ;
· повышение информационной культуры и уровня квалификации отечественных информационно-библиотечных работников и потребителей НТИ.
Каждая из поставленных задач имеет взаимообусловленные связи с другими и требует для своего решения комплексного подхода. Их выполнение должно соответствовать уровню информационного обеспечения инновационных процессов и различных сфер деятельности, а также задачам социально-экономического развития страны.
Ядром инфраструктуры, обеспечивающей инновационные процессы научно-технической информацией, выступает ресурс НТИ, составляющими — организационные структуры, осуществляющие сбор, обработку, хранение, поиск и передачу информации, а также средства, способствующие доступу к информационным ресурсам.
В условиях ограниченности средств на комплектование необходимой научной литературой, документацией и базами данных деятельность информационных центров и библиотек должна быть ориентация, прежде всего, на создание информационного ресурса, соответствующего приоритетным направлениям научно-технологического развития страны. При этом необходимо использовать отечественные и зарубежные источники информации из смежных отраслей знаний, включая материалы ограниченного доступа военно-промышленного комплекса, правовую, социально-политическую, финансово-экономическую, маркетинговую и другую информацию, ранее занимавшие небольшую часть в потоке НТИ.