В данном случае, необходимо рассматривать не представления, а реакцию и оценку потребителей относительно имиджа Вуза.
3. Внутренний имидж организации - это представления преподавателей и студентов о вузе. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат.
Представления: система духовных ценностей, наличие групп КВН и других творческих групп, театра, технологичность образования, инновационность, финансовая устойчивость, возможность получения высокой заработной платы, стипендии.
4. Имидж ректора вуза и научного совета включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности.
5. Имидж персонала - это собирательный, обобщенный образ преподавательского состава.
Представления: профессиональная компетентность: мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, профессиональная, высококвалифицированная подготовка; культура: коммуникабельность (приветливость в общении, улыбчивость), правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей;
6. Имидж формируется на основе прямого контакта с преподавателем вуза. При этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» ВУЗа, по которому судят об университете в целом.
7. Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Представления: бесплатное обучение детей инвалидов методом дистанционных технологий, сирот, отсрочка от армии, взаимодействии с другими структурами социальной системы общества, к примеру, со школами: заключение договоров о приеме медалистов, проведение вступительных экзаменов в школе.
8. Визуальный имидж организации - представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации. Фирменный стиль является главной составляющей осязаемого имиджа вуза, он является основой при разработке философии университета, при создании внутреннего и личного имиджа. К визуальному имиджу можно отнести и интернет-представительство, когда Вуз позиционирует себя с помощью сайта.
Представления: символика Вуза имеет давнюю традицию и хорошо запоминаема и известна. На сайте Вуза можно найти полную информацию о Вузе, качественно выполненный сайт.
9. Бизнес-имидж организации - представления об организации как о субъекте деловой активности. В качестве составляющих бизнес-имиджа вуза выступает деловая репутация, знаменитые выпускники, докторантуры, аспирантуры, инновационные технологии, разнообразие факультетов, новые специальности, скорость реагирования на изменение.
Однако, хотелось помимо теоретической части внести еще пример для иллюстрации сказанного выше. В 2008 г., в рамках работы в прессой мною, был осуществлен мониторинг публикуемой информации о КБТУ в СМИ и проанализированы виды задействованных СМИ. Анализ показал, что большая часть информации о вузе, около 70% касается деятельности ВУЗа, как передового университета в целом, а не образовательных услуг и возможностей университета, 20% информации были посвящены первому лицу университет - ректору. Остальные 10% информации отражали студенческую жизнь и проекты студентов[5]. Однако, цели вуза были иные, во-первых, это привлечение новых абитуриентов, во-вторых, это привлечение инвесторов в рамках строительных проектов.
Информационная компания не была направлена на это. Более того, информация размещалась хаотично, даже не в тех СМИ, в которых ее мог увидеть и прочитать «нужный» потребитель. Большая часть сообщений была размещена в интернете, а не в прессе. Таким образом, превалирующая информация не отвечала поставленным целям для позиционирования вуза.
В США крупные ВУЗы, например, Калифорнийский Университет им. Каплана, давно осознали необходимость хорошего имиджа в обществе, проводя политику открытости и взаимодействия, иными словами коммерческие структуры пытались влиться в общество и сформировать лояльность.
На многих сайтах калифорнийских университетов миссия и видение образования присутствует всегда. Университеты конкурируют не только в реальности, на рынке образовательных услуг, но и в виртуальном пространстве. Важно отметить и тот, факт, что сайт становится способом популяризации определенных образовательных проектов.
Заключение
Завершая работу стоит сделать вывод о том, что университет - место, где проходит «обкатка» новых идей, проводятся исследования, разрабатываются новые технологии обучения. Информирование общественности и открытость становится приоритетными направлениями в работе над имиджем вуза и имиджем его преподавателей.
Основными компонентами образовательной парадигмы, которую можно сформировать являются: качество образования, инновационность, престижность, открытость. Такая образовательная парадигма «Дорога перспектив» не претендует на универсальность, она во многом основана на исследовании проблемы и практического наблюдения. Но хотелось бы мне отметить важность построения парадигмы, анализируя и выявляя болевые точки сегодня в образовании, возможно, представить модели развития образования, нашего общества, нашей страны. Все компоненты взаимосвязаны: работа преподавателя над имиджем - возможность повысить конкурентоспособность, привлечь талантливых абитуриентов, которые в будущем станут квалифицированными специалистами, и будут работать на развитие государства, общества, страны - это наша дорога в будущее.
Практический аспект работы над имиджем вуза: разработка и проведение серии специальных мероприятий для КБТУ.
[1] Богданов Е. Н., Зазыкин. Психологические основы «Паблик рилейшнз». - СПб.: Питер,2007.- с. 40
[2] Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006, - с. 142.
[3] Слободчиков В. Новое образование как путь к новому сообществу. Новые ценности образования: образование и сообщество, издательство «Инноватор», М, 2006. – с. 154.
[4] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - Киев, изд-во «Ваклер», 2002.- С.25.
[5] Медиакарта - таблица СМИ с выходными данными, с контактами журналистов специально подготовленная для КБТУ.