3. Владение завершением работы — степень, с которой работник владеет завершением выполнения работы, способен получить результат в работе, сохранить и передать его в организации. Владение завершением работы позволяет работнику не только получить результат в работе, но и оставить ее незаконченной, чтобы закончить в удобный ему момент времени. Владение завершением работы имеет дело с качеством действий, умением не сложить ранее выполняемые действия, а преобразовать имеющийся объем выполненной работы в готовый результат. Владение завершением работы и получением результата, прежде всего связаны с предвосхищением результата работы и его получением независимо от воздействия на работу со стороны организации, внешней среды и других сил.
Пример. Для хирурга, делающего операцию, владение завершением работы будет означать, что по окончании операции он может определенно сказать о результате проведенной операции и сделать прогноз дальнейшего состояния пациента.
4. Решение проблем в работе — степень, в которой работа связана с выполнением ряда действий по решению возникающих при ее выполнении проблем. Решение возникающих проблем необходимо для обеспечения получения намеченного результата. Решаемые в работе проблемы показывают не только владение самим процессом работы, но и всей ситуацией, связанной с выполняемой в организации работой. Если работник не решает в работе все возникающие проблемы, а ставит достижимые без каких-либо проблем цели, значит он не использует в полной мере свои возможности в работе, что свидетельствует о низкой мотивации работой. Преодолеваемые в работе проблемы, наоборот, свидетельствуют о наличии внутренней мотивации, направленной на получение результата.
Пример. Специалист отдела маркетинга, выполняющий работу по формированию ценовой политики, разрешил возникшие перед ним проблемы, связанные с анализом рынка, что говорит о его высокой степени владения работой по сравнению с другим работником, который избегал вопросов, связанных с анализом рынка, в связи с возможными проблемами, что может в итоге повлиять на результат работы.
5. Легкость выполнения работы — степень, с которой выполнение работы и получение результата не связано с усталостью, напряжением внимания и эмоциональной нагрузкой работника. Легкость в работе обеспечивается навыком работника выполнять работу, пользуясь приемами и методами ее выполнения, умением выявлять и решать возникающие проблемы, что способствует достижению намеченного результата и внутренней мотивации работой. Легкость выполнения работы является прямой противоположностью трудоемкости действий, связанных с ее выполнением. Трудности, усталость, ослабление внимания, увеличение ошибок связаны с невладением работника выполняемой работой, что приводит к неудовлетворенности работой. Для возникновения мотивации работой работник должен уметь работать, т. е. владеть работой так, чтобы не приходилось принуждать себя. По словам Г. Форда «Ничто действительно нас интересующее не может быть для нас трудным».
Пример. Для преподавателя легкость работы будет заключаться в знании материала, основ педагогики, приемов и методов преподавания конкретного предмета, в знании интересов и потребностей студентов. В этом случае, преподаватель может сконцентрировать внимание на получаемом результате — знаниях и умениях студентов, а не только на собственных действиях или учебном материале.
***
Таким образом, приведенные в концепции владения работой три основных условия деятельности: владение процессом работы, решение возникающих проблем и легкость выполнения работы оказывают воздействия и соответствуют внутреннему состоянию работника, его восприятию собственного владения работой и себя в работе, а также умению получить в работе необходимый результат.
Перечисленные выше пять факторов содержания работы раскрывают восприятие работником своей деятельности при выполнении работы.
***
Работа — это деятельность, направленная на получение результата. Рассмотрим характеристики работы, наличие которых повышает мотивацию работника, вызывает у него интерес к процессу ее выполнения и стремление к достижению лучших результатов.
Согласно теории мотивации Р. Хакмана, для того, чтобы работа мотивировала работника, она должна давать ему информацию об уровне выполнения работы, ощущение ответственности и чувства значимости выполняемой работы. Эти три внутренних состояния человека вызываются содержанием работы, а именно, следующими характеристиками:
Разнообразие — работа должна требовать от работника использования различных знаний и навыков, поэтому задания должны различаться между собой.
Законченность — работа должна представлять завершенный цикл действия, приводить к видимому результату.
Значимость — работа должна показывать, как результат ее выполнения влияет на жизнь и благосостояние других людей.
Автономность — работа должна обеспечивать необходимую свободу и независимость в действиях при ее выполнении.
Обратная связь от работы — работа должна обеспечивать работника ясной и понятной информацией об уровне ее выполнения.
Все вышеперечисленные характеристики вызывают у человека интерес к работе и направленность его действий на достижение лучших результатов.
Согласно теории активации В. Скотта, результативность выполнения человеком своей работы зависит от уровня его активации — внешнего стимулирующего воздействия. Активация, в свою очередь, зависит от силы воздействия, ее изменения во времени и от количества воздействий. Этим внешним активирующим воздействиям, сопровождающим выполнение работы, соответствуют следующие пять характеристик:
Сложность работы — взаимосвязь действий и задач, которые необходимо выполнить по работе.
Новизна работы — обновление содержания работы во времени.
Неожиданность в работе — непредсказуемость появления работы и получаемого результата.
Неопределенность в работе — не определено, что, где, когда и с кем делать.
Конфликтность в работе — наличие противоречий и взаимоисключающих действий.
Перечисленные характеристики оказывают активирующее воздействие на работника и являются естественными мотиваторами. Наличие десяти вышеперечисленных характеристик вызывает у работника интерес к процессу выполнения работы и ее результату, без дополнительных воздействий извне со стороны руководителя. Работник, в этом случае, проявит в своей деятельности качества, необходимые для выполнения работы.