3. Компетентность разработчика АИС – его способность переводить бизнес – задачи в цели проекта АИС.
Следует отметить, что существующая теория проектирования АИС, хотя и подчеркивает важность фазы выявления требований к АИС, исходит из предположения, что цели, желаемое состояние объекта автоматизации, а значит - требования к АИС, известны заказчику до начала проекта. Разработчику необходимо сформулировать, зафиксировать и одобрить их у заказчика в ходе системно-аналитического обследования предприятия. Это положение закрепляется как базовое во всех учебных программах по подготовке АИС специалистов. Оно выступает как некий водораздел между бизнес - и ИТ консалтингом. И потому, что его «так учили и так положено», разработчик АИС ведет себя в соответствие с принципом «чего изволите», выполняя АИС проект так, как будто участники выработали согласованное, точное и определенное понимание его целей. И разработчик АИС проводит опросы, выявляет и анализирует требования заказчика, которые с высокой вероятностью не отвечают его бизнес целям. Не здесь ли лежат причины скептических замечаний части топ менеджмента о бесполезности АИС, о нечестных и корыстных информационщиках, только и думающих о том, как бы побольше заработать на плохо разбирающихся в особенностях информационных технологий руководителях?
При выполнении проекта построения корпоративной АИС в нашей практике принято исходить из другой посылки: цели АИС проекта следует обязательным образом выявлять и согласовывать с заказчиком. Причем исключительно в контексте бизнес целей предприятия заказчика. Мы исходим из принципа, что гораздо важнее не то, как утверждает теория проектирования АИС, а то, что правильно и работает на практике.
Проиллюстрируем подход и оценим его результативность на примере внедрения АИС для одного из наших заказчиков.
Руководитель ИТ службы заказчика выступил инициатором проекта автоматизации подразделения экспедиции хлебокомбината. В его трактовке проблема, требующая автоматизированного решения, заключалась в невысокой скорости обработки транзакций существующей АИС в операциях отпуска хлеба оптовым потребителям. Это приводило к тому, что, служба экспедиции не могла оперативно отслеживать остатки хлеба по сортам в процессе отгрузки. Работая «вслепую», служба разрешала отгрузку хлеба, зарезервированного под гарантированные заказы: детские сады, школы и т.д. Побочным эффектом являлась низкая скорость обслуживания: машины потребителей занимали очередь с 5 –ти утра, а обслуживание занимало много времени.
В соответствие с заявленной целью, нами было сделано технико-коммерческое предложение по разработке и внедрению АИС, позволяющее ускорить работу существующей АИС в 3 раза. Включение в процесс переговоров с коммерческим директором формально о стоимости и сроках исполнения проекта бизнес – консультанта, применившего технологию процессного консалтинга, позволило по иному увидеть цели построения АИС. В ходе переговоров бизнес – консультанту удалось выяснить, что ключевой бизнес - задачей предприятия являлось установление оптимальных издержек производства хлеба. Задействуя три печи по производству хлеба (полная мощность), завод обеспечивал хлебом всех желающих потребителей, но имел высокий уровень возврата черствого хлеба через свои розничные точки. При использовании двух печей появлялся дефицит хлеба.
Выявленная проблема привела к переформулировке первоначальной цели проекта автоматизации. Целью стала разработка не транзакционной, а аналитической АИС по выявлению и мониторингу целевых клиентов и их потребностей. Задачи были сформулированы как анализ состава клиентов, структуры заказа и определение уровней обслуживания потребителей. Аналитическая АИС позволила установить такой факт: из более чем 500 оптовых потребителей, 80 % объема сбыта в денежном выражении обеспечивали не более 120 из них. При этом и объем, и структура потребностей этих клиентов хорошо коррелировали с мощностями двух, а не трех печей. В целом, проект разработки аналитической АИС переориентировался на достижение бизнес целей: фокусе на целевых потребителях и номенклатуре выпускаемой продукции, соответствующей потребностям целевых потребителей. Реализация проекта привела к сокращению уровня издержек и потерь при улучшении уровня обслуживания целевых клиентов, список которых был выявлен, а их обслуживание организовывалось в приоритетном порядке. Описанный пример показывает, как путем уточнения на стадии постановки целей удается добиться превращения АИС в эффективный ресурс бизнеса.
Таким образом, процессный консультант еще до начала проекта АИС, вместе с заказчиком должен четко и ясно сформулировать ответы на такие «простые» вопросы:
- Каково существующее положение бизнеса заказчика?
- Каковы направления движется бизнеса и их приоритетность?
- Чем обосновываются выбранные приоритеты?
- Каково желаемое состояние и цели бизнеса?
- Какие задачи следует решить, чтобы добиться желаемого состояния?
- Каковы порядок решения задач и критерии, сигнализирующие, что решение достигнуто?
- Что следует делать следующим шагом?
- Полученные совместно с заказчиком ответы и позволяют сформировать согласованное видение целей, задач, критериев проекта. Они образуют своеобразную путеводную нить в успешном проекте построения АИС, нацеленном на повышение эффективности бизнеса.
В заключении подчеркнем еще раз, что для реализации описанного подхода разработчик должен иметь технологические компетенции и навыки, умение эффективно организовать взаимодействие с клиентом, обладать проверенной технологией и дисциплиной выполнения проекта. Именно поэтому в компании "Форус" уделяется максимальное внимание разработке и постоянному совершенствованию технологии процессного консультирования, формированию компетенций в ИТ- и бизнес – консалтинге, условий реализации этой технологии в проектной практике.