"Результаты февраля, демонстрирующие продолжающееся снижение продаж автомобилей в России, — не новость для отрасли", — говорит Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
"Ситуация в России не отличается от общего положения дел на мировом автомобильном рынке. Ограниченность кредитных ресурсов в прошлом месяце сохранилась, и уже знакомые нам по январю тенденции снижения продаж получили дальнейшее развитие и в феврале", — добавляет господин Томас.
Шансы России стать первым рынком в Европе по объемам реализации машин уменьшаются. Автопроизводителям и дилерам придется больше думать не о продвижении продукции и технологических инновациях, а о том, как справиться с дефицитом ликвидности, ростом расходов, а также с падением продаж и скоплением машин на складах. Одним из путей выхода будет сокращение объемов местного производства. Ford, Renault, Volkswagen, Toyota, а также "АвтоВАЗ" и "GM-АвтоВАЗ" уже решились на это в конце 2008 г. начале 2009 г. При дальнейшем падении продаж они вынуждены будут снова сокращать производство и отправлять сотрудников предприятий в вынужденные отпуска.
Те иностранные концерны - Mitsubishi, Peugeot-Citroen, - которые только планировали строительство автозаводов в России, отложат инвестпроекты на неопределенный срок. Ford уже перенес сроки организации массового производства второй модели на заводе во Всеволожске - Ford Mondeo - на весну 2009 г. "АвтоВАЗ" сдвинул начало сборки моделей Renault и Nissan на 2010-2011 гг. Российский авторынок перестанет восприниматься автопроизводителями как спасательный круг на фоне падения мировых рынков.
Импорт автомобилей также будет сокращаться. Во-первых, производители сокращают производство по всему миру. Следовательно, постепенно объемы импорта будут замещаться иномарками российского производства.
Если к середине следующего года мировой финансовый кризис начнет утихать и экономика России начнет восстанавливаться быстрыми темпами, ситуация может значительно измениться в лучшую сторону. Продажи автомобилей резко не вырастут, но серьезного падения удастся избежать. Оптимистичные настроения на мировых финансовых рынках позволят реальному сектору, в том числе и автомобильному рынку, относительно безболезненно пережить осложнения. Годовой уровень продаж в 2009 г. ожидается на уровне 2,4 млн. машин.[20] В краткосрочной перспективе возобновится рост и достижение рынком отметки в 3 млн. автомобилей в 2010 г., а следующего рубежа в 4 млн. шт. - в начале 2012 г.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов сомневается, что в 2009 г. произойдет падение продаж как иномарок, так и отечественных автомобилей. "Скорее можно говорить о снижении темпов роста нашего авторынка. Если по итогам 2008 года объём проданных машин превысит результаты 2007 года на 20%, то 2009 год может превысить 2008 год, лишь на 8-10%", - считает эксперт.[21]
Местные производства иностранных автоконцернов увеличат свои объёмы, но это увеличение не будет столь большим как планировалось ранее – объёмы увеличатся на 6-8% по сравнению с 2009 г., прогнозирует Дмитрий Баранов. Запущенные проекты будут реализованы, а всё, что находится в стадии проектирования, будет заморожено, добавляет он. Импорт новых иномарок, по его мнению, не сократится, а покажет рост на 10-12%. А вот импорт подержанных иномарок может сократиться по сравнению с 2008 г. на 13-15%, прогнозирует эксперт. Главной причиной станет рост импортных пошлин на машины.
Вся маркетинговая политика компаний будет направлена на максимальное стимулирование продаж автомобилей, поэтому останутся и скидки, и акции, и прочие мероприятия.
Что касается автокредитования, то при любом варианте в ближайший год не стоит ждать его восстановления. Ставки будут очень высокие и невыгодные для потребителей. Ожидать восстановления автокредитования можно лишь в конце 2010 года.
Цены на автомобили вырастут также при любом раскладе - это уже неизбежно. Концерны постараются переложить на потребителей рост импортных пошлин на иномарки, а также ослабление рубля по отношении к доллару и другим валютам. В среднесрочной перспективе рост курса доллара к рублю вызовет повышение расходов автопроизводителей, которые будут вынуждены компенсировать их повышением рублёвых цен.
По прогнозам, за два года рост цен может составить 10-15% по сравнению с ценами 2008 г. Цены на автомобили Lada также будут расти, но не такими темпами. За два года подорожание цены может составить 6-8%.
Среди иностранный брендов лидирует Chevrolet с результатом 10 870 авто (-50%). На третьем месте — Ford, 10 497 (-25%). Четвертый — Hyundai, его результат — 7 669 (-54%). В российском представительстве Hyundai, впрочем, поясняют, что отрицательную динамику показывает исключительно продукция ТагАЗа, в том время как продажи импортных Hyundai остались на уровне февраля прошлого года. Замыкает первую пятерку Toyota — 11 377 авто (-43%).
В то же время продажи премиальных брендов растут второй месяц подряд. Если в январе положительную динамику показали пять премиальных марок (Mercedes-Benz, Lexus, Infinity, Jaguar и Porsche), то в феврале — уже шесть: BMW, Audi, Infinity, Hummer, Cadillac и Jaguar (причем два последних бренда смогли их удвоить), а Mercedes-Benz сохранил их на прошлогоднем уровне. Компании Roland Berger Strategy Consultants и Rothschild отметили в недавнем исследовании, что в мире из-за кризиса спрос сместился в сторону дешевых компактных машин: этот сегмент в 2008 году вырос на 6% при падении премиального на 19%.[22] Но в России ситуация обратная, признает глава холдинга Genser Игорь Пономарев. Потребителя подкупает, что дорогие машины продаются с серьезными скидками, поясняет он.
По мнению Ивана Бончева из Ernst & Young и Бориса Фирсова из Roland Berger, у покупателя премиальных машин, в отличие от потребителя массовых иномарок, "пока еще остались деньги на покупку автомобиля". У потребителя же массовых брендов свободных денег нет, поэтому и скидки на автомобили не спасают рынок. Именно с возвратом спроса в массовый сегмент российские власти и сами автопроизводители связывают выход автопрома из кризиса. Для стимулирования продаж массовых авто уже принят ряд мер, но реально они пока не работают.
В феврале прирост продаж в массовом сегменте показали лишь Citroen, Volkswagen, Skoda и Seat. Но Citroen (рост на 100%) весь 2008 год, когда авторынок России рос, показывал падение, отмечает Иван Бончев (в Citroen это объясняли отсутствием в России единого импортера марки). Volkswagen и Skoda еще в январе показывали прирост, продолжает эксперт, поскольку "ведут разумную маркетинговую политику" (цены на модельный ряд Volkswagen и Skoda были снижены еще до кризиса).
Положительный результат роста продаж Volkswagen (53%) и Skoda (25%) эксперты объясняют еще и тем, что широкий модельный ряд этих автомобилей производится на заводе VW в Калуге, что и позволят производителю удерживать приемлемый уровень цен.