Эти стратегии обладают следующими преимуществами и недостатками.
3.1. Преимущества:
разработка нового продукта играет важную роль в определении прибыльности на более поздних стадиях его жизненного цикла;
она может дать побочные эффекты с точки зрения производственного процесса (например, усовершенствованный контроль качества, более быстрые поставки, более низкая себестоимость продукции);
в компаниях, производящих продукцию с коротким жизненным циклом, она необходима, если нужно добиться постоянного роста.
3.2. Недостатки:
это стратегия с относительно высоким риском: существует высокая вероятность неудач нового продукта;
требуются значительные вложения в исследования, разработки и рекламу.
4. Диверсификация
Компания может диверсифицироваться внутренне либо создавая товары или услуги, сходные с имеющимися в смысле технологии или рынков, либо за счет создания продуктов, которые совершенно отличны от существующих. Примером диверсификации первого вида может быть строительство автомоек или автосервисов на автозаправочных станциях: все эти виды деятельности ориентированы на одних и тех же клиентов — автовладельцев. Диверсификацией второю рода будет решение о строительстве отеля для компании, занимающейся добычей газа.
Могут существовать разные причины, почему компания стремится диверсифицироваться. Выделим некоторые из них:
новые продукты могут иметь циклические схемы продаж, уравновешивающие цикличность продаж существующих продуктов организации;
существующие каналы распределения организации могут использоваться для сбыта новых продуктов (услуг) имеющимся покупателям,
прибыль, получаемая от имеющихся у организации продуктов или услуг, может значительно возрасти за счет добавления новых, не связанных с ними, продуктов;
диверсификация может быть необходима в связи с тем, что организация конкурирует в высококонкурентной или нерастущей отрасли, имея в результате низкие уровни прибыли.
Отметим определенные преимущества и недостатки диверсификации.
4.1. Преимущества:
может быть необходима для того, чтобы фирма могла выжить в течение продолжительного времени;
зачастую ведет к синергии;
способствует эффективному использованию избытка средств;
предоставляет организации более широкий набор продуктов или услуг.
4.2. Недостатки:
для стратегического успеха диверсификация необходима в больших масштабах;
организации могут не иметь знаний и опыта, чтобы хорошо управляться с новыми продуктами или услугами;
могут понадобиться значительные инвестиции в новую технологию;
это приростная стратегия: для получения прибылей необходимо время.
***
Ключевым вопросом в выборе стратегии будут финансовые воздействия. Мы отметили четыре стратегии внутреннего роста. Каждая из них имеет различные финансовые воздействия с точки зрения объема финансовых ресурсов, необходимых для осуществления стратегии; уровня финансовой отдачи, ожидаемой от выбранной стратегии; распределения финансовой отдачи во времени; возможности финансовой синергии; уровня риска, связанного с проведением стратегий.
В табл. 2 представлен анализ каждой из внутренних стратегий, проведенный на основе этих критериев.
Таблица 2. Финансовые воздействия различных стратегий внутреннего роста
Финансовые критерии |
Стратегии внутреннего роста | |||
Проникновение на рынок (концентрация) |
Развитие рынка |
Разработка продукта или обновление |
Диверсификация | |
Необходимые финансовые ресурсы |
Умеренные |
От умеренных до значительных |
Значительные / очень значительные |
Очень значительные |
Уровень ожидаемой финансовой отдачи |
Умеренный |
От умеренного до высокого |
Очень высокий |
Очень высокий |
Распределение финансовой отдачи во времени |
От среднего до долгосрочного |
Краткосрочный |
Долгосрочный |
Долгосрочный |
Существование финансовой синергии |
Нет |
Есть |
Возможно |
Есть |
Степень связанного со стратегией риска |
Низкая |
Умеренная или высокая |
Очень высокая |
Высокая |
На основании рассмотрения финансовых воздействий различных стратегий внутреннего роста можно прийти к следующим выводам.
Диверсификация — это стратегия высокого риска. С точки зрения финансов она требует значительных вложений. Финансовая же отдача, скорее всего, будет получена в долгосрочном плане. В то же время, если стратегия удачна, уровень финансовой отдачи может быть значительным и существует высокая вероятность достижения финансовой синергии.
Разработка продукта или обновление также должны рассматриваться как стратегия высокого риска. С финансовой точки зрения такая стратегия поглощает значительное количество финансовых ресурсов, однако возврат может быть значительным в том случае, если продукт удался. В случае с модификацией продукта отдача может быть значительно меньше, как, впрочем, и риск, содержащийся в этом выборе. Возврат, скорее всего, будет получен в долгосрочном плане.
Развитие рынка требует от умеренных до высоких уровней финансовых ресурсов. Это в основном зависит от того, находятся рынки в стране или за рубежом. В последнем случае финансовые ресурсы могут быть значительными. Уровень финансовой отдачи будет также от умеренного до высокого, однако отдача может быть получена в короткие сроки. Уровень риска — от умеренного до высокого, в зависимости от разрабатываемого рынка. При этом иностранные рынки могут иметь более высокий уровень риска. Существует большая вероятность финансовой синергии, нарастающая по мере реализации этой стратегии.
Более глубокое проникновение, или концентрация на одном продукте или на одном рынке должны быть оценены как стратегии с невысоким уровнем риска, требующие умеренных уровней финансовых ресурсов и обещающие приемлемую отдачу, обычно в долгосрочном плане. Так как затраты не распределяются на многие продукты, финансовая синергия в этом случае не возникает. В подобной ситуации часто оказываются малые фирмы.
Третью, заключительную часть этой серии публикаций, в которой рассматриваются стратегии роста за счет внешних средств, читайте