Очередной неудачей применения тизеров стала рекламная кампания американской фирмы Dodge. В 1998 году вышла реклама автомобилей Dodge, использовавшая слоган «Different» — красными буквами на белом фоне, но никакого упоминания о самом бренде в ней не было. И тут оказалось, что очень похожая компания уже проводилась за год до появления данного тизера, был выпущен тизер кампании Apple — ярко-красные слова «Think Different» на белом фоне! Неизвестно сколько денег потеряла Dodge, но Apple должна была поблагодарить мичиганских автопроизводителей за такой чудесный подарок. Американские потребители были уверены, что постеры Dodge продвигают новый iMac.
Вообще, уничтожить вполне удачную тизерную программу может любой не выверенный ее элемент, в том числе и несоблюдение сроков проведения объясняющей стадии кампании, которую часто сопровождает выход продукта.
Как пример, в начале 2002 года в нескольких крупных американских городах появились постеры со словом «Mugwump» (от амер. «босс», «шишка») на черном фоне. Через 2–3 месяца, когда, наконец, открылись рестораны «Mugwump», аудитория уже успела совершенно забыть, что такие тизеры были когда-то предложены ее вниманию.
А вот вам еще иллюстрация грубых ошибок: в 1999 году американская транспортная компания Amtrak решила организовать высокоскоростное железнодорожное сообщение между Бостоном и Нью-Йорком. Реклама демонстрировала новые скоростные поезда Acela, однако их выпуск по вине инженеров был задержан на шесть месяцев — в то время как рекламная кампания стоимостью $10 млн уже была запущена. В итоге из-за овербаджета вторая стадия кампании, равно как и сами поезда, так и не предстали перед публикой.
Приведенные примеры наглядно показывают, что тизерная рекламная кампания должна иметь строгие временные рамки, а также, жесткий контроль за исполением всего запланированного. Ваша компания может длиться и год, но вы должны понимать, что человека утомляет постоянный просмотр одних и тех же тизеров, надо четко представлять, как и что вы хотите донести до потребителя.
А у нас на горе, как всегда все возвышается
В Россию «креатив» пришел в конце 90-х годов. Каждый месяц, а то и день, на улицах Москвы появлялся очередной рекламный щит с очередной непонятной фразой. Но, как известно, количество никогда не переходит в качество. Весь этот «креатив» был сосредоточен на создании фразы-дразнилки/приманки, и даже если с ней все складывалось удачно, то второй шаг — ответ на нее — практически всегда был свершено «не в кассу». Например, на фразу-приманку: «Солодов, я хочу тебя!», последующая реакция была просто неадекватной: «За качество отвечаю!». Что из этого получилось, рассказывать, я надеюсь, не надо…
А вот в 1998 году провел тизерную рекламную кампанию ИД «Коммерсантъ». Сначала на столичных магистралях появились щиты с бытовыми вопросами: «Где жена?», «Как с деньгами?», «Кто здесь хозяин?», после чего последовал второй этап с объяснениями, были задействованы ATL. В объяснениях говорилось: «Жена дома. Ежемесячный журнал «Домовой», «Деньги будут, Еженедельник «Коммерсантъ-Деньги», «Это наш город. Еженедельник «Коммерсантъ-Столица». Перед рекламной кампанией ставилась задача повышения узнаваемости бренда и роста продаж.
Стоит заметить, что данная тизерная кампания была разработана без помощи какого-либо агентства. Никита Голованов, один из авторов идеи, арт-директор «Коммерсанта», сказал: «Были попытки привлечь кого-то, но ничего не вышло. Нам не нравились предложенные варианты, и мы все придумали сами. Конечно же, основные бюджет и время ушли на концепцию. А уже сам креатив тизеров родился моментально — пару вечеров посидели и придумали, правда, потом долго в жарких спорах сочиняли сюжеты роликов».
Павел Филенков, коммерческий директор ИД «Коммерсантъ»: «Заметного увеличения продаж после кампании не было. Реклама, скорее, сработала на запоминаемость марки и brand awareness (осведомленность о бренде). Результаты мы отслеживали по динамике продаж изданий в розничных сетях. С оценкой воздействия рекламы на подписку все гораздо сложнее — тут мы, к сожалению, разумной методикой похвастаться не можем».
А вот вам еще пример. «Ренессанс Страхование» провело такую тизерную рекламную кампанию, которую, скорее, стоит отнести к партизанскому маркетингу, так как были задействованы методы BTL и других виды pull-рекламы. В определенное время в Москве появились рекламные щиты, задрапированные оранжевым винилом и перевязанные канатами. Так же были оформлены несколько машин и поставлены в разных частях города. Дмитрий Журавков, начальник управления маркетинга и стратегического планирования «Ренессанс Страхования»: «Идея была очень проста: мы хотели показать вариант выполнения конкретных обещаний. Кроме привлечения интереса клиентов и увеличения количества обращений перед кампанией стояла задача ребрендинга (новым фирменным цветом стал оранжевый) и продвижения страховых продуктов».
И в итоге
Главное в маркетинге — это не путать терминов. Если вы делаете тизер, пусть это будет тизер. Если вы планируете крупную рекламную компанию, грамотно структурируйте ее. И все будет хорошо!