Поэтому, прежде всего, команда бенчмаркинга произвела анализ функционирования и детальное описание бизнес-процессов компании в соответствии с международно принятыми стандартами - стандарты International Benchmarking Clearinghouse.
Очевидно, что исходным фактором эффективности работы любого предприятия является понимание потребностей его ключевых клиентов. Критические факторы успеха - это самое высокое качество, самый высокий уровень сервиса, высококвалифицированный и мотивированный персонал, лучшая программа продвижения продукции и новые продукты, отвечающие требованиям рынка.
Перечисленные факторы достижения успеха были положены в основу при выборе критических бизнес-процессов, т.е. процессов, подлежащих трансформации в первую очередь. Согласно оценке специалистов, наиболее критичными для реализации стратегических целей компании QTS являются: процесс "Маркетинг, сбыт и послепродажный сервис" и процесс "Идентификация потребностей потребителей/ Мониторинг удовлетворения потребностей потребителя".
Следующий шаг в реализации бенчмаркингового проекта - создание рабочей команды, в состав которой вводятся специалисты подразделений, задействованных в критических бизнес-процессах. В данном случае в ее состав вошли по два сотрудника из отдела маркетинга, сбыта и развития бизнеса.
В результате работы команды бенчмаркинга на этом этапе были получены такие результаты:
Определена степень воздействия рынка на успешность функционирования компании.
Определены критические факторы успеха функционирования на рынке.
Выделены критические процессы, связанные с реализацией критических факторов успеха.
Установлено, что не существует несоответствия между целью проведения бенчмаркинга и основными целями компании.
Определена какая информация необходима и каким образом она может быть собрана.
Так, была выявлена потребность в информации о наиболее эффективной схеме протекания критических процессов. Эти данные (схемы, реализуемые лучшими предприятия мира в этой отрасли, методологии достижения показателей результативности) могут быть получены в одной из бенчмаркинговых организаций.
2-й этап. Исследование
На втором этапе перед командой бенчмаркинга ставятся следующие цели:
определение системы показателей (ключевых факторов успеха, индикаторов результативности и других необходимые характеристики процесса);
идентификация кандидатов в партнеры (компании, чья практика может быть использована в качестве benchmark - "базы") по бенчмаркингу;
сбор интересующих данных.
Перед сбором информации о других компаниях, команда бенчмаркинга должна собрать максимальное количество данных о своих собственных процессах. Сбор этих данных сократит и очистит процесс исследования, позволит составить исчерпывающий список параметров, необходимых для проведения бенчмаркингового сопоставления.
Выявленные на предыдущем этапе критические факторы успеха послужили основой для формулирования целей, которых компании QTS необходимо достигнуть в соответствии с выбранной стратегией. Цели были положены в основу формирования индикаторов, по которым анализируется реализуемость целей. Индикаторы должны послужить "базой" для сравнения с используемыми компанией-партнером методик достижения поставленных целей.
Так, по критическому процессу "Маркетинг, сбыт и послепродажный сервис" установлены следующие индикаторы достижения поставленных целей в соответствии с критическими факторами успеха.
Таблица 1. Индикаторы достижения поставленных целей в процессе "Маркетинг, сбыт и послепродажный сервис"
Критический фактор успеха |
Индикатор |
Самое высокое качество |
жалоб на качество обслуживания; ошибок при исполнении заказов; затраты времени на исполнение заказов. |
Самый высокий уровень сервиса |
жалоб на скорость обслуживания; средний срок исполнения заказа; рентабельность услуг сумма предоставляемых скидок |
Высококвалифицированный и мотивированный персонал |
полезных инвестиций на обучение персонала по сбыту; показатель удовлетворенности покупателей работой персонала по сбыту, например, выполнение взятых обязательств, вежливость в общение, информированность о продаваемом продукте и т.д. |
Лучшая программа продвижения продукции и новые продукты, отвечающие требованиям рынка |
информированность потребителей о новом продукте; время на внедрение программы улучшений стоимость внедрения программы улучшений бюджет на продвижение товара по отношению к росту объемов продаж |
Следующий шаг бенчмаркинговой команды - идентификация потенциальных партнеров (объектов сравнения) по бенчмаркингу. Подходящие партнеры должны быть не только первоклассными сами по себе, но и иметь по возможности высокую степень сопоставимости с компанией QTS (табл. 2). Самый простой и наиболее эффективный метод подбора партнера - через уже созданные сети, которые включают в себя от десятка до нескольких тысяч предприятий и организаций, объединившихся (в некоторых случаях по отраслевому признаку) с целью обмена передовым опытом. Список некоторых действующих за рубежом организаций, содействующих поиску партнера по бенчмаркингу, представлен в таблице 3.
Что касается наличия подобной организации в Украине, проект по созданию бенчмаркинговой базы данных украинских предприятий находится на стадии разработки и ожидать его полноценного функционирования следует не ранее чем через 1-2 года. Как правило, условия вступления в такие сообщества с целью получения информации различны - от денежных взносов, до предоставления в обмен на запрашиваемую адекватной информации о собственном предприятии. Все подобные союзы связаны взаимными обязательствами, кодексами, правилами, которые гарантировали бы неразглашение полученной информации.
Таблица 2. Типы партнеров по бенчмаркингу
Тип партнера |
Описание |
Преимущества |
Недостатки |
ВНУТРЕННИЙ |
Собственная организация, любое ее подразделение, дочернее предприятие и т.д. |
Общие языковые/ культурологические системы; Доступ к данным; Каналы связи; Хорошая "практика испытания", Относительно быстрая отдача |
Не способствует внешней направленности организации; Только адекватные доходы, т.е. низкая вероятность достижения качественно нового уровня, "скачка" повышения результативности бизнеса |
ВНЕШНИЙ |
Другие организации, лучше в ключевых областях деятельности |
Подобная структура/ задачи; Внешняя направленность организации. |
Пошаговое изменение практически неосуществимо; Юридические/ этические соображения; Промышленные парадигмы могут замедлять творческий потенциал. |
ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА |
Организации, избранные как "лучшие" в ключевых областях |
Высокая вероятность быстрого усовершенствования; Потенциальные высокие доходы; Внешняя направленность организации |
Непрерывное/ долгосрочное инвестирование; Потенциально трудно выполнимый проект |