Возможно, вы еще слишком мало знаете о своем предмете. Обеспечьте себя дополнительной информацией.
«Ассоциативное поле» слишком мало. Расширьте его, ознакомьтесь с новыми областями.
Вы выбрали неверную креативную технику. Испробуйте другую. Может быть, она принесет вам лучшие идеи.
Вы не дали себе достаточно времени. Творческие идеи почти всегда появляются без предварительного уведомления. Выждите.
Фактор времени имеет первоочередное значение. Мысли невозможно выбить силой, они должны созреть. Для обозначения того отрезка времени, в течение которого медленно и часто незаметно прорастает творческая идея, утвердилось выражение «инкубационный период». Этот термин был заимствован из медицины, где он обозначает промежуток времени между заражением и проявлением болезни. В области креативных идей он используется, разумеется, в положительном смысле: часто идея появляется не шаг за шагом, а внезапно возникает в целостном виде, хотя ее «возбудители» были активны уже некоторое время до этого.
Бывают находки, про которые вы точно знаете, что они стоящие, что решение вами найдено и остается его лишь доработать.
Но часто одного решения проблемы просто не существует, вместо этого у вас может быть несколько более или менее приемлемых возможностей творчески решить задачу, если вы, будучи копирайтером, придумываете новый слоган или в качестве маркетолога размышляете над новыми способами стимулирования продаж.
Идея может вам нравиться, но вы еще не знаете, будет ли она работать. Или же вы по-настоящему не вдохновлены ни одной из ваших идей, но в течение определенного срока должны представить результат. Тогда лучше всего вам выбрать два-три предложения и перейти к следующему шагу — доработке идеи.
Шаг четвертый: оцените и разработайте идею
Внимание! Здесь вам нужно изменить направление своих мыслей. Теперь вы не должны быть творчески активны, а должны критично и досконально проанализировать свою идею и тщательно разработать ее. Дивергентный поиск окольных путей вам более не требуется, сейчас необходимо подключить свой конвергентный разум.
Если надо выполнить работу в сжатые сроки, необходимо заранее запланировать достаточно времени на проработку своей идеи. Своего заказчика вы скорее убедите наполовину гениальным, но чисто проработанным предложением, чем гениальной, но сырой находкой.
Сформулируйте свою идею на бумаге, точно и позитивно. Затем проработайте ее при помощи контрольного списка.
Реализуема ли ваша идея? _
При каких условиях? _
В чем польза вашей идеи? _
Каких она требует расходов? _
Какие последствия она может иметь? _
По какой цене эту идею (этот продукт) следует продавать? _
Как она выглядит в условиях конкуренции? _
Имеется ли у нее ненужный балласт? _
В чем слабые стороны вашей идеи? Как их можно устранить или уменьшить? _
Кто готов на продвижение вашей идеи? Кого еще предстоит привлечь на свою сторону? _
Ваша идея убедительна? _
Хотите ли вы тех изменений, которые связаны с вашей идеей? Подходит ли ваша идея к вам и вашей личности?
Из ответов на эти вопросы вы получите указания относительно того, что еще предстоит выяснить, над чем поработать и что следует улучшить. Разумеется, каждый из ваших ответов может нанести идее смертельный удар.
После того как вы доработали свою идею, пройдитесь еще раз по контрольной таблице. Остались ли еще уязвимые места? Все маленькие недостатки вам устранить не удастся, кое-что вам наверняка придется оставить открытым. Решающим в этом случае является вот что: теперь вам следует полностью принять собственную идею. Вы должны быть в состоянии защитить ее. Если это не так, значит, вы не доработали ее до конца, ведь если вы сами не убеждены полностью в достоинствах вашей идеи, то не можете ожидать от других, что они будут от нее в восторге. Как-никак, вам остается сделать последний, решающий шаг — отстоять, протолкнуть свое предложение.
Шаг пятый: отстаивание креативного решения
Далеко не всегда творческие идеи воспринимаются с «распростертыми объятиями», хотя необходимость новых идей декларируется повсеместно, они очень часто не принимаются. Велик список новаторских идей, которые упорно отвергались до тех пор, пока их кто-нибудь все-таки не осуществлял.
Причины этого разнообразны:
как правило, чему-то новому утвердиться тяжело, поскольку оно должно вытеснить старое, знакомое и проверенное;
декларируемая потребность в инновационных новшествах часто бывает лицемерием. Нередко предприятия инвестируют много средств в новые разработки, результаты которых они затем не используют, поскольку боятся заменить старые и уже известные проблемы новыми.
Вам надо учесть это сопротивление. Даже если вас уполномочили решить конкретную проблему, вам потребуется еще много энергии на то, чтобы протолкнуть именно ваше решение. Вам нужно проделать работу по убеждению. Чаще всего для этого требуется большое упорство и настойчивость. В любом случае перед тем как представить свою идею на общий суд, вам следует определить для себя все возможные возражения. Хорошенько продумайте, как вам обезвредить эту критику. Особенно обстоятельно вы должны подготовить контраргументы по существенным вопросам. Как это сделать лучше всего, зависит от конкретной ситуации. Однако приготовьтесь и к таким стандартным возражениям, не относящимся к существу дела.
Эти деньги нам лучше потратить на XYZ.
Все это звучит прекрасно, но на практике это работать не будет!
Это мы уже пробовали. Безуспешно.
Наш клиент этого не хочет!
Если бы это сработало, до этого наверняка уже давно бы додумались.
Это противоречит нашему опыту.
Эксперт XYZ пришел к совершенно иным результатам.
В большой степени успех дела зависит от того, как вы будете акцентировать внимание на пользе вашей идеи. Если у вас много сильных аргументов, приберегите лучший из них напоследок. Слабые аргументы не используйте вовсе, поскольку сила всей вашей аргументации сведется к убедительности самого слабого ее звена. Один-единственный сильный аргумент более убедителен, чем два слабых. Особенно подчеркните следующее.
Что будет достигнуто благодаря вашей идее?
Какие преимущества повлечет за собой ее осуществление?
В чем недостатки того, что все останется по-прежнему?
Подумайте, каким образом вы можете извлечь выгоду из своей идеи. Кто мог бы вас поддержать? Как? Сможете ли вы мобилизовать людей, которые помогут вам на важнейших этапах? Есть ли люди, которые особенно важны для продвижения вашей идеи? Кто имеет влияние на этих людей? Существуют ли альтернативы? В любом случае имеет смысл рекламировать свою идею, потому как ни одна идея не внедряется самостоятельно. Идеи нуждаются в поддержке. Если вы не сможете привлечь на свою сторону ключевых людей, ваша великолепная идея будет забыта.