умей преодолевать трудности;
не бойся экспериментировать;
цени чужое мнение;
хорошее настроение сохраняет здоровье.
13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр). Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа: задачи «А» — очень важные и срочные — выполнять немедленно, задачи «В» — важные, несрочные — определять, в какие сроки их следует выполнять, задачи «С» — менее важные, но срочные — делегировать подчиненным.
14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг). Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:
совершенствование товара должно быть постоянным;
постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания;
создайте систему подготовки кадров;
уничтожайте разобщенность подразделении друг от друга по производственному циклу;
прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»;
устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;
создайте условия для самосовершенствования каждого работника;
создайте систему успешного руководства, а не надзора;
ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др.
15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного МПК:
доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика;
свободное выражение собственного мнения;
отсутствие давления руководителей на подчиненных;
информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
высокая степень сопереживания;
высокая степень ответственности.
16. Координация работ по качеству, затратам и срокам. Координация выполнения работ должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой — по функциям управления.
17. Соблюдение режима труда и отдыха. Типовой режим труда и отдыха руководителей:
первая половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, а вторая — для рутинной работы, совещаний, встреч;
примерно через 60 мин делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин;
рекомендуется менять рабочую позу (сидя, стоя);
обеденный перерыв продолжительностью 30—60 мин устанавливается примерно через 3,5—4 ч после начала работы;
за 1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении функциональной музыки;
за 1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема легкой пищи.
18. Управление конфликтами и стрессами. Руководитель должен знать типы конфликтов, определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов и управления стрессами.
***
Принципы работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы.
Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель.
К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:
исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом). Руководитель должен контролировать не процесс, а результат;
инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, нахождении и устранении в работе «узких мест» (совместно с руководителем);
честность, порядочность;
стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.
Выполнить на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов, владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов, принципов и методов управления, вузы не готовят.