Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие функции рекламы:
экономическая;
просветительская;
воспитательная;
политическая;
социальная;
эстетическая.
Реклама является как частью экономических отношений, так и частью взаимоотношений между людьми. Поэтому реклама - диалог между продавцом и потребителем, где продавец выражает свои намерения через рекламные средства, а потребитель - заинтересованностью в данном товаре. Если интерес покупателя не проявился, значит цель рекламодателя не достигнута.
В существующей литературе (4) выделяется несколько взаимосвязанных целей рекламы:
формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном товаре / услуге;
формирование у потребителя определенного образа фирмы;
формирование у потребителя благожелательного отношения к фирме;
побуждение потребителя вновь обратиться к данной фирме;
побуждение потребителя к приобретению данного товара/услуги у данной фирмы;
стимулирование сбыта товара/ услуги;
ускорение товарооборота фирмы;
стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара/ услуги.
После анализа вышеперечисленных целей рекламы, очевидно, что они определяются той стадией, в которой находится потребитель по отношению к товару данной.
Итак, реклама играет активную роль в развитии экономики, но как любое другое явление она имеет и недостатки.
К преимуществам рекламы можно отнести:
возможность привлечения большой аудитории;
низкая стоимость одного рекламного контакта;
в наличии имеется большое количество различных СМИ и можно выбрать наиболее подходящие для целевых сегментов;
возможность контролировать содержание сообщения, его оформление, время выхода;
возможность изменять сообщение в зависимости от реакции целевого сегмента;
высокая вероятность того, что рекламное сообщение дойдет до потенциального потребителя;
вероятность того, что покупатель придет к решению о покупке до контакта непосредственно с продавцом.
А главные недостатки заключены в том, что:
рекламное сообщение является стандартным, негибким; нет возможности сосредоточится на индивидуальных потребностях клиента;
рекламное сообщение является коротким;
некоторые виды рекламы требуют больших инвестиций;
в ряде случаев необходимо долго ждать размещения рекламного сообщения.
Вышеперечисленные "плюсы" и "минусы" рекламы являются общими для всех средств распространения рекламы. В свю очередь каждое средство распространения имеет свои особенности, которые кратко изложены в следующей таблице.
Таблица1.
Характеристики средств распространения рекламы
Средство распространения рекламы |
Рекламная аудитория |
Рекламодатель |
Преимущества |
Недостатки |
Ежедневные газеты. |
Широкая аудитория, индивидуаль-ные потребители. |
Розничная торговля; розничная торговля, расположенная в определенной местности; сфера обслуживания. |
Своевремен-ность; большой охват местного рынка; высокая степень восприятия; определенность по местоположению. |
кратковременность (незначительное количество вторичных читателей); неизбирательная аудитория; низкое количество воспроизведения рекламного сообщения; ограниченный круг читателей. |
Журналы |
Широкая аудитория индивидуальных потребителей; посреднические организации; те или иные специалисты. |
Розничная торговля; производители товаров широкого потребления; производители товаров и услуг для специалистов. |
Высокое качество воспроизведения рекламы; значительное количество вторичных читателей; высокое избирательность аудитории. |
Высокая стоимость размещения рекламы; длительный временной разрыв между подачей рекламной информации и ее появлением в журнале. |
Телефонные справочники |
Широкая аудитория, проживаю-щая на определенной территории. |
Розничная торговля; сфера обслуживания. |
Близость рекламодателя к потребителю. |
Низкая степень воздействия на потенциального потребителя. |
Почтовая реклама |
Аудитория, которая по составу и количеству контролируется рекламодателем. |
Розничная торговля; сфера обслуживания; Производители товаров широкого потребления и промышленного назначения. |
Персональное обращение к аудитории; своевременность; возможность передать более полную информацию о данном товаре или услуге; эффективен для нового развивающегося бизнеса. |
Высокие затраты на 1000 рекламных контактов. |
Радио |
Аудитория, которая находится в зоне работы радиостанции. |
Розничная торговля; сфера обслуживания; общественные и политические организации. |
Массовость; высокий демографический охват; невысокая стоимость. |
Невысокая степень избирательности; представлено только звуковыми средствами; невысокая степень привлечения внимания. |
Телевидение |
Широкая аудитория |
Розничная торговля; сфера обслуживания; общественные и политические организации. производители товаров широкого потребления. |
Широта охвата; высокая степень привлечения внимания; высокое качество воспроизведения рекламного обращения с использованием изображения, звука, движения. |
Высокая стоимость производства и размещения рекламы; кратковременность рекламного контакта; невысокая избирательность аудитории; насыщенность рекламой. |
Наружная реклама |
Широкая аудитория, контактирует с данным видом рекламы вблизи рекламных точек или в местах сосредоточения людей. |
Розничная торговля; сфера обслуживания; (как правило расположенные вблизи данной ими рекламы). |
Высокая частота повторных контактов; высокая степень восприятия; невысокая стоимость. |
Невысокая избирательность аудитории; ограничения информационного и творческого характера. |
Выставки |
Предприятия, предлагающие любые виды продукции и услуг. |
Возможность представить новый товар и изучить на него спрос; возможность заключить сделку во время выставки или в ближайшее время после ее окончания; дополнительные возможности изучения продукции и политики конкурентов, личного с ними контакта; невысокая стоимость. |
Ограниченная аудитория. |