Кроме того, Ao на основе исследования может быть определена как до начала, так и после проведения рекламной кампании. Если эта оценка возросла, то рекламную кампанию с точки зрения ее коммуникационной эффективности следует признать в той или иной степени успешной. В противном случае при планировании и проведении рекламной кампании допущены определенные ошибки (не убедительным оказалось рекламное обращение, выбраны не те СМИ для передачи рекламного обращения и т.д.).
Ниже приводится структура анкеты, используемой корпорацией " General Motors" при проведении исследования потребителей. Полученные результаты применяются при планировании рекламной кампании [3].
Структура анкеты
1. Уровни предпочтительности данной марки
первоначальная осведомленность
данная марка считается вполне конкурентоспособной
возможна покупка данной марки
данная марка принадлежит к марке первоочередного выбора
2. Имидж товара
Данный раздел включает 35 вопросов, всесторонне характеризующих данную марку.
3. Анализ содержания рекламных обращений
информация об определенных характеристиках товара
заголовки
основное содержание рекламного сообщения.
В данном разделе определяется воздействие рекламы на потребителя. Например, определяется, дошла ли до потребителя информация о характеристиках товара, основная идея рекламного обращения? Эти данные получаются для различных использованных рекламных средств.
4. Поведение потребителя на рынке
визит к дилеру
принятие решения о покупке
намерения.
5. Анализ запасов товара
6. Демографические характеристики
Ответы на два последних вопроса позволяют в первую очередь оценить стратегии сегментации и поставки товаров на различные рынки.
Очевидно, что одной из важнейших целей рекламной кампании, вытекающей из результатов данного исследования, является перевод как можно большего числа потребителей из сегмента первоначальной осведомленности в сегмент первоочередного выбора.
Проведение подобных исследований выходит за рамки задач исследования рекламы. Рассмотрим результаты, полученных на основе многоразовых опросов потребителей с помощью данного вопросника относительно марки автомобиля "Ватуси" (табл. 1 ) [1].
Уровни предпочтения и покупательское поведение
Таблица 1
Уровень предпочтения |
Доля уровня предпочтения |
Вероятность визита к дилеру |
Вероятность покупки |
Первоочередной выбор |
0,05 |
0,84 |
0,56 |
Возможна покупка |
0,07 |
0,62 |
0,22 |
Марка является конкурентоспособной |
0,08 |
0,40 |
0,09 |
Осведомлен о данной марке |
0,14 |
0,24 |
0,05 |
Осведомленность отсутствует |
0,66 |
0,015 |
0,004 |
Данные по вероятностям совершения покупок использовались для получения экономических оценок по выбору различных уровней предпочтения для коммерческого освоения. Имеется в виду сравнение возможного уровня продаж с затратами на его достижение, включающие затраты на рекламу.
В табл. 2 приводятся результаты оценки в 100-балльной шкале отдельных характеристик автомобиля "Ватуси" для уровней предпочтения "Возможна покупка" и "Марка является конкурентоспособной".
Оценка характеристик автомобиля
Таблица 2
Характеристики |
Возможна покупка |
Марка является конкурентоспособной |
Разница оценок |
Плавность хода |
88 |
91 |
3 |
Стиль |
76 |
89 |
13 |
Комфорт |
81 |
87 |
6 |
Послушность в управлении |
83 |
86 |
3 |
Просторность салона |
85 |
85 |
0 |
Первоклассный интерьер |
79 |
85 |
6 |
Качество изготовления |
80 |
83 |
3 |
Улучшенные технические характеристики |
77 |
83 |
6 |
Престижность |
73 |
82 |
9 |
Имидж |
59 |
77 |
18 |
Цена соответствует качеству |
76 |
79 |
3 |
Стоимость эксплуатации |
63 |
67 |
4 |
Экономия топлива |
58 |
58 |
0 |
На основе этих данных возможно определить облик автомобиля, что даст возможность увеличить число потенциальных покупателей, т.е. расширить сегмент первоочередного выбора, и грамотно спланировать содержание рекламного сообщения.
Исследования коммуникационного эффекта рекламы помогают оценить качество рекламы, но мало что дают для оценки ее конечной эффективности, измеряемой по изменению объема продаж.
Влияние рекламы на объем продаж обычно измерить значительно тяжелее, чем ее коммуникационный эффект. На объем продаж помимо рекламы влияет множество других факторов (характеристики продукта, цена, наличие продуктов-конкурентов, действия компаний-конкурентов, покупательная способность и многое другое).
Проще оценить эффективность затрат на рекламу по отношению к рекламным затратам компаний-конкурентов. Для ответа на этот вопрос можно рекомендовать воспользоваться следующим подходом [8].