Доминирующая модель оказывается привлекательной отчасти и потому, что облегчает использование преимуществ экономии, обусловленной ростом масштаба производства. При широком использовании такой экономии прибыльно работать на рынке может только ограниченное количество фирм. Любой из первопроходцев, которому удалось получить права собственности на эту модель или захватить контроль над ключевыми потребляемыми факторами, позаботится о том, чтобы на рынке сохранились лишь немногие из его конкурентов. В результате небольшая группа крупных компаний будет конкурировать между собой и с огромным числом малых игроков, многие из которых подвизаются во вновь создаваемых на рынке нишах.
Конкуренция переходит от соперничества моделей к соперничеству вариантов одной и той же модели. Фирмы дифференцируют свои конкретные версии базового продукта, и это приводит к тому, что рынок становится куда менее разнообразным, чем до появления доминирующей модели. Самое главное, что появление доминирующей модели делает более легким и привлекательным выход на рынок новых потребителей. Таким образом, именно это событие преобразует то, что изначально выглядело рынком, раздробленным на множество ниш, в большой, самостоятельный, окрепший массовый рынок.