рефераты по менеджменту

Стратегические направления развития маркетинга

Страница
6

Начиная с конца 1970-х годов несколько, в основном европейских, школ маркетинга сосредоточили свое внимание на анализе межорганизационного обмена. Теоретически и эмпирически могут быть выделены различные формы обмена, начиная с рыночных сделок и заканчивая кратко- и долгосрочными взаимоотношениями между двумя партнерами. Теория сетей базируется на исследованиях, проведенных "Группой промышленного маркетинга и закупок" (Хокансон, 1982). Исследования этой группы исходили из эмпирического предположения, что долгосрочные межорганизационные связи являются обычным явлением для промышленных рынков. Возникло новое направление, занимающееся взаимодействиями между субъектами рынков и сетями их связей.

В сетевом подходе к рынку используются различные теоретические источники, включая теорию ресурсной зависимости, теорию систем, теорию социального обмена. Подробнее это изложено в работах Маттсона, Хокансона, Аксельсона и Истона, Юхансена. Сетевой подход рассматривает промышленные рынки как отношения обмена между множеством организаций. Понятие промышленные сети используется для описания связанных между собой отношений.

Основной целью сетевого подхода является достижение глубокого понимания сложных систем межорганизационных отношений через описание. Связи между организациями всегда стабильны и продолжительны. Сетевой подход всегда рассматривает как экономические, так и неэкономические связи между участниками. Для характеристики отношений анализу подвергаются типично экономические, социальные, технические, логистические, административные, информационные и юридические отношения. Особое внимание уделяется изучению общей природы отношений.

Связанные участники рынка включают не только продавцов и покупателей, но и все заинтересованные организации: органы правительства, организации консультантов, банки, исследовательские институты и т.д. Будучи близким к теории социального обмена, сетевой подход рассматривает организации как социальные единицы. Каждый участник занимает в сети определенное положение. Оно может быть определено как роль, которую организация играет по отношению к другим организациям, с которыми она связана прямо или косвенно. Положение в сети определяет стратегическое положение фирмы: возможности и препятствия к воплощению в жизнь ее стратегии. С этим связана концепция стратегического образа фирмы, которая относится к взглядам (внутренним и внешним) на роль фирмы и ее положение по отношению к другим фирмам.

Согласно сетевой теории, задача маркетинга - найти положение для фирмы в сети, а затем развивать и защищать его. Основное предположение заключается в том, что отдельная фирма зависит от ресурсов, контролируемых другими фирмами. Используя свое положение в сети фирма может получить доступ к этим внешним ресурсам. В связи с этим положение фирмы в сети можно рассматривать как рыночный ресурс, а инвестиции в нее чрезвычайно важны.

В процессе экономических преобразований, происходящих в переходном периоде, предприниматели и менеджеры сталкиваются со значительными трудностями. Должны приниматься решения высокого стратегического уровня, так как присутствует большой риск и неопределенность. В табл.1.2. представлены сравнительные данные, характеризующие изменения окружающей среды в процессе перехода России к рыночной экономике.

Таблица 1.2. Сравнительный анализ изменения окружающей среды в переходный период

 

Плановая экономика

Переходная экономика

1.Социально-политическая среда

Стабильная

Нестабильная

принятие решений

Централизованное

Децентрализованное

политическая система

Однопартийная

Многопартийная

социальная система

Единство, равенство

Межнациональные распри, неравенство

2.Экономическая среда

Стабильная, плановая экономика

Нестабильная, переходная экономика

принятие решений

Идеологически ориентированное

Растущая рациональность

ценовая система

Искаженные цены

Либерализация цен

форма собственности

Государственная и ее модификации

Приватизация

валюта

Неконвертируемая

Внутренняя конвертация валюты

инфраструктура

Низкий приоритет

Высокий приоритет

3.Деловая среда

   

3.1.Рынки

Закрытые

Открытые

предложение

На основе Гос. плана

Увеличивается ориентация на потребителя

спрос

Не ориентирован на потребителей

Начинают учитывать нужды потребителей

конкуренция

Отсутствует

Возрастает

структура рынка

Государственная монополия

Появляется свободная рыночная система

3.2.Международная торговля

Закрытая

Открытая

3.3.Деловые отношения

Стабильные

Прерывающиеся

принятие решений

На базе Гос. приказов (централизованные)

Децентрализованные

сети

Гос. Посредники

Потребители, поставщики

Используя сетевой подход при разработке маркетинговых стратегий, можно найти решения многих проблем.

Обычно в центре внимания литературы по стратегии бизнеса стоит понимание того, что дает организации возможность действовать эффективно в окружающей среде. Традиционный взгляд на процесс разработки стратегии предполагает, что стратегия бизнеса формируется на основе оценки ресурсов организации и окружающей ее среды. Затем разработанная стратегия применяется на практике, при этом может происходить адаптация внутренней среды организации для достижения соответствия между возможностями организации и характеристиками внешней среды.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту