рефераты по менеджменту

Организация, производительность и оплата труда

Страница
4

Для оценки интенсивности обслуживания рассчитывают характеристики каналов обслуживания. При этом надо учитывать, что обслуживание может иметь место только тогда, когда какой-либо станок потребовал вмешательства. Основной характеристикой является средний уровень обслуживания.

Сопоставление потока заявок в единицу времени и среднего уровня обслуживания позволяет судить об обоснованности зон обслуживания (числа станков на одного рабочего). Если заявки поступают быстрее, чем успевает их обслуживать рабочий (канал обслуживания) возникают простои станков в ожидании обслуживания, что приводит к снижению производительности труда и эффективности многостаночного обслуживания.

Отношение потока заявок () к среднему уровню обслуживания () называется интенсивностью обслуживания (). Эта величина характеризует принятую систему обслуживания с точки зрения ее рациональности. При зоне обслуживания обоснованной это соотношение меньше единицы, т.е. оператор, справляется с обслуживанием данной группы станков. Если поток заявок превышает средний уровень обслуживания, обслуживание осуществляется медленнее, чем поступают заявки, и зона обслуживания нуждается в корректировке.

Для обоснования зон обслуживания полезно применение аппарата теории массового обслуживания.

Однако для оценки принятой системы обслуживания недостаточно знания потока заявок и интенсивности обслуживания. Целесообразно еще изучить степень использования оборудования, входящего в зону обслуживания, для чего следует провести анализ поэлементной структуры времени функционирования оборудования в течение часа фактической работы

Использование оборудования в течение часа фактической работы может быть охарактеризовано следующими показателями:

Доля времени, в течение которого станок работает в расчете на единицу времени или коэффициент использования времени работы станка.

Доля времени обслуживания (время, в течение которого рабочий загружает или разгружает станок в расчете на единицу времени).

Доля времени, в течение которого станок простаивает в ожидании обслуживания в расчете на единицу времени.

В последнем случае имеются в виду простои, вызванные невозможностью для рабочего обслуживать более одного станка в какой-либо момент времени.

Для оценки целесообразности обслуживания рабочим соответствующего количества станков рассчитывают коэффициент соотношения времени обслуживания и времени работы. Если коэффициент соотношения времени обслуживания и времени работы меньше единицы, зона обслуживания считается приемлемой.

Оптимальное количество станков на одного рабочего должно устанавливаться с учетом времени простоя станка в комплекте, производительности труда, затрат на производство продукции на одном станке в единицу времени.

Повседневная работа по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии – составная часть работы по обслуживанию рабочего места. Отказы оборудования, его простои во время ремонта не должны нарушать ход производственного процесса. Поэтому необходимо анализировать различные виды потерь, обусловленных отказами. К потерям относятся простои рабочих на основных и вспомогательных работах, задержки на последующих стадиях производственного процесса в результате простоев оборудования в ожидании текущего ремонта.

Эффективность организации обслуживания рабочих мест может быть определена по формуле:

,

где

– суммарный экономический эффект от внедрения мероприятий по улучшению обслуживания оборудования;

– суммарные затраты на внедрение системы обслуживания.

Коэффициент эффективности может быть выражен и обратной величиной:

.

Обратный показатель более аналитичен, так как раскладывается по отдельным мероприятиям.

При оценке эффективности организации обслуживания рабочих мест и оборудования суммарный экономический эффект образуется за счет сокращения потерь времени от ожидания обслуживания и потерь от сокращения простоев канала обслуживания. Экономический эффект может быть представлен как дополнительный выпуск продукции; снижение себестоимости продукции и др. Затраты по внедрению мероприятий, направленных на улучшение организации обслуживания, складываются из затрат на научно-исследовательскую работу, проведения испытаний, собственно внедрения.

Применительно к предприятиям машиностроения для определения суммарного экономического эффекта от внедрения мероприятий по улучшению организации обслуживания оборудования нужно располагать следующей информацией:

трудоемкость обработки годовой программы выпуска продукции с учетом многостаночного обслуживания;

коэффициент многостаночного обслуживания;

коэффициент выполнения норм;

средний разряд рабочего;

часовая тарифная ставка рабочего среднего разряда;

коэффициент, учитывающий премиальные доплаты;

коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату и отчисления в фонд социального страхования;

количество станков на одного рабочего;

средняя годовая стоимость оборудования;

годовая норма амортизационных отчислений на реновацию оборудования;

суммарная ремонтная сложность оборудования (механической и электротехнической части);

годовые затраты на содержание и все виды ремонта одной ремонтной единицы оборудования (механической и электрической части);

годовые затраты на внедрение мероприятий по расширению зон обслуживания, на содержание и обслуживание оборудования.

Приведенный перечень показателей может уточняться с учетом специфики отраслей. Отметим, что для предприятий всех отраслей важны данные о производственной площади, занимаемой оборудованием и стоимости одного квадратного метра производственной площади.

Эффективность организации обслуживания зависит от технико-экономических показателей работы оборудования.

Изменение организации обслуживания рабочих мест и оборудования требует определенных затрат, например, на приобретение средств сигнализации или на приобретение средств перемещения сырья и материалов к рабочим местам и др.; затрат, связанных с подготовкой кадров. Например, переход механических цехов на использование станков с числовым программным управлением требует наличия программистов и других специалистов соответствующего профиля.

Сокращение потерь времени в ожидании обслуживания ведет к росту производительности труда.

Организация обслуживания рабочих мест и оборудования отражается и на себестоимости продукции. Целесообразно контролировать такой показатель как "расходы на содержание и эксплуатацию оборудования на единицу стоимости произведенной продукции", а также на "единицу объема реализации"

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту