Каковы, на ваш взгляд, самые популярные направления конкурентной разведки?
Сбор информации о состоянии рынка — 74%.
Сбор информации о положении дел в фирмах-конкурентах — 64%.
Поиск дальнейших путей развития компании — 36%.
Выявление и оценка новых или потенциальных конкурентов — 30%.
Оценка рисков и конъюнктура рынка — 26%.
Предотвращение утечек конфиденциальной информации — 23%.
Бенчмаркинг — 17%.
Оценка лояльности собственного персонала — 13%.
Конкурентная разведка технологий — 13%.
Сбор информации о новых сотрудниках — 11%.
Поиск и изучение фирм, предлагаемых к покупке, — 10%.
Оценка лояльности персонала компании-конкурента — 4%.
Затрудняюсь ответить — 2%.
Примечание: общая сумма может быть больше 100, так как респондентам предлагалось выбрать три варианта ответа.
Каковы, на ваш взгляд, самые распространенные методы сбора информации о конкурентах?
Мониторинг открытых источников, баз данных — 83%.
Используется техника «звонков под легендой», прием «ложный дилер, заказчик» и т.п. — 73%.
На работу в компанию переманиваются сотрудники конкурирующих фирм — 40%.
Происходит покупка сведений у работников аудиторских/консалтинговых/рекламных компаний — 26%.
Используются услуги внешних маркетинговых агентств — 24%.
Используется тайное физическое проникновение в компанию-конкурента — 8%.
Используются услуги внешних кадровых агентств (рекрутинговый шпионаж) — 8%.
Затрудняюсьответить — 2%.
Примечание: общая сумма может быть больше 100, так как респондентам предлагалось выбрать три варианта ответа.
ИСТОЧНИК: ОПРОСЫ ON CONFERENCE
Шпионские скандалы
Переманивание у конкурентов сотрудников с «приданым» — весьма популярный метод бизнес-разведки. Например, в 1993 году некий г-н Лопес, бывший начальник отдела закупок General Motors (GM), перешел на работу в Volkswagen. Через некоторое время концерн GM обвинил его в краже более 20 ящиков фирменной документации, касающейся секретных работ по созданию уникального сборочного завода GM. Как выяснилось, ввод этого предприятия грозил концерну Volkswagen потерей лидирующего положения на вновь открывающихся рынках малолитражных автомобилей в Восточной Европе, Китае и странах третьего мира. Инцидент был окончательно исчерпан только через четыре года: Volkswagen обязался выплатить General Motors $100 млн. и купить у него запасные части для автомобилей на сумму около $1 млрд.
В 2001 году американский производитель потребительских товаров Procter&Gamble согласился во внесудебном порядке урегулировать конфликт со своим англо-голландским конкурентом Unilever, который ранее обвинял его в промышленном шпионаже. По словам представителей Unilever, сотрудники Procter&Gamble просматривали мусор англо-голландского концерна в поисках коммерчески ценной информации. В Procter&Gamble признали, что, стремясь получить информацию о разработанных Unilever продуктах по уходу за волосами, они нарушили собственные стандарты этики.В 2004 году ведущий британский ритейлер Marks&Spencer объявил о том, что ведет расследование попытки несанкционированного доступа к телефонным переговорам своего руководителя Стюарта Роуза. Как сообщили представители компании, неустановленные лица попытались получить доступ к телефону г-на Роуза через мобильную сеть О2. Дополнительную пикантность ситуации придает тот факт, что попытка несанкционированного доступа к телефону руководителя Marks&Spencer произошла в самый разгар битвы за получение контроля над этой компанией.
В 2004 году ведущий британский ритейлер Marks&Spencer объявил о том, что ведет расследование попытки несанкционированного доступа к телефонным переговорам своего руководителя Стюарта Роуза. Как сообщили представители компании, неустановленные лица попытались получить доступ к телефону г-на Роуза через мобильную сеть О2. Дополнительную пикантность ситуации придает тот факт, что попытка несанкционированного доступа к телефону руководителя Marks&Spencer произошла в самый разгар битвы за получение контроля над этой компанией.