Предельное значение показателей качества может быть или минимальным или максимальным, или диапазонным. При минимальном предельном значении в НД устанавливается регламентированное значение – не менее, при максимальном – не более, а при диапазонном – не менее не более.
Оценка уровня качества, необходимая для планирования качества и установления цен, проводится приемочной коммисиями при оценке продукции.
Показатель качества оцениваеммого изделия определяют измерительными, органолептическими и другими методами в лабораториях промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов, в испытательных центрах. Результаты измерений показателей свойств фиксируют в протаколе испытаний и заносят в карту технического уровня качества продукции. В ней указывают также базовые показатели. Располагая числовыми значениями показателей качества, можно определить уровень качества.
Уровень качества устанавливается с помощью дифференциальных, комплексных и смешенных методов.
Диференциальный метод определения уровня качества достаточно прост и состоит в сравнении единичных показателей качества оцениванного изделия с одноименными базовыми показателями. Об уровне качества судят по велечине относительных показателей. Если все они больше или равны единице, то уровень качетва оцениваемого изделия превышает базовый или соответствует ему. В случае, когда относительные показатели или большая их часть меньше единицы, уровень качества изделия – ниже базового образца.
Относительные показатели качества (q1) расчитываеют по формулам:
Где Рi, PіБ - значение i-го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образцов;
N – число показателей продукции
Комплексный метод характеризуется несколькими свойствами. Он основан на сравнении комплексных показателей оцениваемого изделия с комплексными базовыми показателями. Однако значимость этих свойств в составе качества не однаковы.
Смешанный метод оценки уровня качества сочетает дифференциальный и комплексный методы. Наиболее важные свойства оценивают дифференциальным методом, другие свойства объединяют в группы и оценивают комплексным методом.