Отдельные учебные заведения по подготовке управляющих появились в Японии еще в 20-е годы, но в широких масштабах деятельности по созданию системы подготовки и повышения квалификации начала осуществляться лишь в конце 40-х начале 50-х годов.
Создание этой системы в послевоенный период определялось в значительной степени двумя моментами – с одной стороны, влиянием США, которые интенсивно экспортировали в Японию как методы управления промышленными предприятиям, так и формы и методы обучения управляющих, а с другой стороны, участием в этой деятельности не только предпринимательских организаций, но и центральных государственных органов.
В этот период в Японии начали появляться учебные заведения, созданные по подобию и при участии американских школ бизнеса, например, школы бизнеса при университете Кэйо и Софийском университете. Программы обучения в этих учебных центрах повторяют в значительной степени программы американских школ. К работе в них широко привлекаются американские преподаватели. Без каких-либо модификаций используется и американская методика обучения – анализ ситуаций, деловые игры, лабораторная подготовка.
Более того, японские учебные заведения не редко заключают соглашения с американскими университетами, консультативными фирмами, отдельными профессорами о проведении ими самостоятельных циклов подготовки слушателей в Японии
В значительной степени под американским влиянием сформировался и крупнейший в области подготовки управляющих учебный центр, функционирующий при Японском центре производительности.
Остановим свое внимание на одном из старейших учебных заведениях Институте управления и организации производства. Он начал функционировать в 1925г.; в период второй мировой войны был закрыт и возобновил свою работу в 1946 г. этот институт является частным учебным заведением, но его диплом получил в 1950 г. формальное признание Министерства просвещения Японии.
Институт имеет небольшое дневное отделение, на котором обучаются 90 человек, а также большое вечернее и заочное отделение (по 1200 и 8000 человек соответственно).
Институт готовит специалистов по организации производства и управления промышленностью и торговлей. Здесь функционируют три факультета: повышения производительности труда, повышения производительности конторского труда и повышения эффективности сбыта. Срок обучения на основных факультетах на дневном отделении – 2 года, на вечернем – 3 года.
В институте обучаются специалисты с высшим образованием и стажем работы в государственных учреждениях ли частных предприятиях от 3 до 5 лет
Учебная программа в Институте предусматривает изучение следующих дисциплин:
Общеобразовательные дисциплины:
Философия;
Логика;
Родной язык;
Социология;
Право;
Психология;
Экономика;
Математика;
Физика;
Английский язык;
Французский язык.
Социальные дисциплины:
Организация управления;
Эффективность производства;
Планирование;
Коммерческое право;
Трудовое право
Анализ обязанностей руководителя;
Бухгалтерский учет;
Организация контроля в области производства и качества продукции, себестоимости, финансовой деятельности предприятия;
Изучение трудовых операций;
Конторские операции;
Транспортировка продукции;
Сбытовая деятельность;
Расчет себестоимости;
Товароведение;
Конъюнктура внутреннего и внешнего рынка;
Применение конторских машин;
Применение электронно-вычислительных машин;
Машинное программирование;
Организация делопроизводства;
Рекламирование продукции предприятия.
Обязательным для обучающихся на всех факультетах является также изучение курса о взаимоотношениях между руководящими работниками и подчиненными.
Выпускники Института могут рассчитывать на получение различных должностей в среднем звене управления.
Несмотря на то, что по данным официальной статистики, численность японской армии менеджеров приближается к трем миллионам, острота их нехватки не спадает. Формами подготовки менеджеров являются: а) обучение в вузах и специальных учебных заведениях; б) стажировка на курсах повышения квалификации; в) совершенствование мастерства в условиях практического руководства трудовыми коллективами.
Основы науки управления усваиваются, например, в Токийском, Осакском, Нагойском, Киотоском, Нагасакском университетах, где функционируют различные управленческие курсы. Студенты, приобретая конкретную специальность, скажем экономиста, одновременно изучают и менеджмент. Помимо университетов в Японии действуют специализированные учебные заведения по подготовке менеджеров. По оценке японской ассоциации управления, в начале 80-х годов число их достигло двухсот, причем часть находилась в ведении государства. Около 40 научно-методических центров по подготовке менеджеров организовано при крупных банках, торговых и промышленных фирмах.
В рамках этих заведений ежегодно реализуются тысячи учебных программ, в основе которых лежит единая педагогическая концепция. Суть ее – в формировании у обучаемых трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных.
Технологические навыки связанны с освоением конкретной профессии. Они, естественно, превалируют у менеджеров низшего звена. По мере движения вверх по ступеням управленческой иерархии относительное значение этих навыков снижается. Их место занимают коммуникативные и концептуальные навыки.
Первые имеют непосредственное отношение к человеческому фактору: воспитание работников и их оценка, установление с ними всесторонних контактов, оказание на них целенаправленного влияния. Такого рода навыки, считают теоретики японского менеджмента, важны для всех категорий менеджеров, однако наиболее интенсивно они используются менеджерами среднего звена.
Концептуальные навыки – это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения, определять политику развития организации. Подобные навыки должны быть присущи менеджером среднего и особенно высшего звена. Все эти нюансы скрупулезно учитываются в программах любого учебного заведения, где готовят управляющих.
Так, в Академии управления (Кэйэй акадэми) указанная педагогическая концепция определяет даже организационную структуру. В академии есть три факультета, предназначенные для подготовки менеджеров низшего, среднего и высшего звеньев. Менеджеров низшего звена, или, как их называют, “руководителей первой линии”, обучают основам бухгалтерского учета, искусству работы с людьми, маркетингу, применению ЭВМ, основам теории управления. Менеджерам среднего звена адресованы главным образом курсы по управлению персоналом, в которых большое место отводится обучению психологии и социологии. Высшее звено обучаемых сосредотачивается на проблемах функционирования человеческого фактора в экономике страны, стратегических концепциях управления, анализе тенденций развития национальной экономики.
Следует обратить внимание на тот факт, что общепрофессиональные курсы отраслевого плана в программах по подготовке менеджеров или отсутствуют, или представлены очень не значительно. Руководитель академии считают, что профессиональные знания должны приобретаться обучаемыми прежде всего в системе вузовского образования.