Вместе с тем, следует отметить, что прежде чем разрабатывать стратегию любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые она собирается предоставлять или уже предоставляет.
В учебнике Мескона "Основы менеджмента" авторы дают следующее определение миссии организации: "Миссия - это основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования", без определения миссии все решения в организации принимались бы только на основе индивидуальных ценностей руководителей. Миссия определяет статус фирмы и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Предназначение фирмы "Элитная мебель" на основе предлагаемых товаров и услуг - "Мы изготавливаем высококачественную мебель медицинского назначения".
Миссия фирмы "Элитная мебель": "Мы наполняем каждый день новыми идеями, мы создаем удобную, функциональную медицинскую мебель класса люкс, наши цели - ваши желания"
Миссия организации задает главную, стратегическую цель организации - выйти на мировой рынок с качественным продуктом класса люкс.
Удовлетворение клиента лежит в основе миссии организации, именно на клиента ориентирована вся деятельность фирмы. Клиентами организации являются бюджетные и внебюджетные организации: медицинские центры, клиники, салоны красоты и т.д.
Правильно поставленные цели определяют успех организации.
Для простоты, изобразим иерархию целей в структуре фирмы "Элитная мебель" следующим образом:
1-й уровень полномочий: цели бизнеса 2-й уровень полномочий: цели маркетинга 3-й уровень полномочий: цели рекламы
Цели бизнеса состоят в том, чтобы заработать деньги для обустройства и расширения существующей деятельности фирмы, и для инвестирования в новые направления.
Цели маркетинга - в том, чтобы добиться определенной доли рынка, и расширить рынок, увеличить товарооборот (объем продаж), повысить прибыльности направления и так далее.
Цели рекламы - обеспечить реализацию целей бизнеса и целей маркетинга.
У каждого уровня свои полномочия. Рекламист не может решать задачи уровня маркетинга, потому что не властен над свойствами товара, его упаковкой, ценообразованием, над работой сбытовой службы, над работой продавцов.
Руководитель фирмы "Элитная мебель" не решает задач рекламы или маркетинга.
Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик внутренней и внешней среды объекта управления, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена наша деятельность.
Иерархия целей представляется обычно в виде "дерева целей". Основным правилом построения "дерева целей": каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы совокупность полностью определила исходную цель.
1-й уровень
Высшее руководство
2-й уровень
Топ-менеджеры
3-й уровень
Исполнительный аппарат
Стратегические цели отражают генеральную линию развития управляемой системы. Они призваны, с учетом условий окружения и достигнутого потенциала, материализовать принципы и намерения, которые заложены в философии, политике и стратегическом облике (миссии) организации. По предмету цели они находят отражение в совокупности планируемых продуктово-рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие организации и необходимые для этого ресурсы. Стратегическая цель, в конечном счете, ориентирована на решение той или иной проблемы, или задачи, связанной с рынком, или с принципиальным вопросом выживаемости организации.
Дерево целей фирмы "Элитная мебель" выглядит следующим образом:
цели |
задачи |
программы |
Маркетинг |
Производство |
Клиенты |
Персонал |
Срок действия |
долгосрочные |
Рост прибыльности бизнеса, удовлетворить спрос клиента в полной мере. |
Контроль рентабельности производства |
Увеличить норматив прибыли на мебель класса: А - 10% В - 5% С - 30% |
Ввести в эксплуатацию новое оборудование |
Показатель продаж на одного клиента: А - 20 тыс. руб В - 5тыс. руб С - 50 тыс руб. Обеспечить высокий класс обслуживания клиентов. |
Количество работников не более 250 штатных единиц со средним заработком 15 тыс. руб. |
На 2009 - 2012год |
краткосрочные |
Инвестировать полученный доход предприятия в новые направления бизнеса |
Снижение издержек на персонал |
Расширить рынок сбыта продукции предприятия, увеличить товарооборот. |
Не допустить закрытия производства, обеспечить стабильную работу |
Провести анкетирование среди клиентов компании на наличие возможных отрицательных отзывов о качестве продукции фирмы |
Сокращение персонала в связи с кризисной ситуацией в стране на 10% |
На 2009 год |
оперативные |
Сохранить предприятие и уровень прибыльности |
Эффективное планирование закупок производственного материала |
Активная реклама продукции предприятия |
Запустить новую линию по производству корпусной мебели |
Программа качества продукции |
Тренинг по теме "Психология покупателя" |
На первое полугодие 2009 года |
Сократить издержки производства, сохранить рабочие места. |
Увеличить количество рекламы продукции |
Перейти с 2-х сменного графика работы на одну смену. |
Программа узнаваемости товара |
Тренинг по теме "Работа с клиентами |
На второе полугодие 2009 года |