Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. В настоящее время на территории округа действуют организованные при участии комитета и соответствующих территориальных органов по делам молодежи 11 специализированных предприятий и молодежных бирж труда, которые дали временную работу в 1999 году более 13 000 молодым людям и подросткам. Примером наиболее эффективных муниципальных предприятий могут служить: МП "Наше время" (г. Сургут), (опорно-экспериментальный центр Госкомитета РФ по молодежной политике), которое ежегодно трудоустраивает и занимает полезным трудом более 4000 подростков, и для 800 детей и подростков организует при своих 12 клубах по месту жительства досуговую программу; МП "Молодежная биржа труда" (г. Нижневартовск), которая ежегодно трудоустраивает более 2500 подростков. На данном предприятии работает социальный педагог не только с детьми, но и с семьями, для налаживания нормальных отношений между подростками и родителями. Центр социальной и трудовой адаптации молодежи "Шанс" (Советский район), который имеет производство - филиалы в поселках и свои торговые точки для реализации выпускаемой им продукции. Мощным импульсом для развития движения молодежных трудовых отрядов стал I Окружной фестиваль МТО, проходивший 29.05.- 01.06.2000 г. в г. Сургуте и собравший 12 трудовых отрядов из 11 территорий округа. В настоящее время Комитетом принимаются необходимые меры нормативного и программного характера для содействия занятости молодежи. Они включают: обеспечение льготного налогообложения предприятий и учреждений, основным видом деятельности которых является трудоустройство несовершеннолетней молодежи; создание учебно-методических программ по вопросам трудозанятости; поддержку молодых предпринимателей через программу "Бизнес-инкубатор" координацию работы Совета директоров молодежных бирж труда и молодежных предприятий.
Заключение.
В связи с эффективной политикой, проводимой Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу, и расширением банка вакансий почти в 2 раза, на рынке труда округа в 1999 году наблюдалась стабилизация: число безработных снизилось на 12 тыс. человек. По прогнозным оценкам, численность официально зарегистрированных безработных уже в первом квартале 2000 года сократится на 900 человек и достигнет 22,8 тыс. человек, при уровне регистрируемой безработицы 3%. К концу 2000 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшится до 20,8 тыс.человек.
Количество малых предприятий в округе в 1999г. увеличилось по сравнению с 1997г. на 6%, составив б962. Число частных предпринимателей без образования юридического лица за тот же период возросло на 10,4% и составило 45 168 чел. Это свидетельствует о том, что малое предпринимательство становится еще более привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути реализации своих бизнес-идей и повышения своего жизненного уровня.
За 1998 год при посредничестве и финансовой поддержке служб занятости округа трудоустроено 28 252 подростка, из них 27 607 человек – на условиях временной занятости.
Приложение.
Таблица 1.
Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы
на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа.
Перечень характеристик | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Спрос на рабочую силу | ||||
ВСЕГО (тыс.чел.) в том числе: потребность в работниках на начало прогнозируемого периода на имеющиеся вакансии потребность в работниках на новых рабочих местах, предусмотренных к вводу в прогнозируемом периоде потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала | 222,8
9,4
10,1
203,3 | 221,4
11,4
10,0
200,0 | 208,0
7,0
11,0
190,0 | 197,0
5,0
12,0
180,0 |
Предложение рабочей силы | ||||
ВСЕГО (тыс. чел.) в том числе: | 321,4 | 302,8 | 285,1 | 274,1 |
численность безработных на начало года | 72,1 | 88,2 | 74,4 | 72,1 |
в том числе: зарегистрированных в территориальных центрах занятости населения | 23,7 | 17,2 | 20,0 | 22,0 |
численность высвобожденных в течение года работников | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 |
численность работников, уволившихся по собственному желанию | 133,0 | 120,0 | 110,0 | 100,0 |
численность выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекративших обучение до окончания учебного заведения | 17,0 | 18,0 | 18,5 | 19,0 |
численность граждан, уволенных из Вооруженных сил Российской Федерации | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
численность граждан, освобожденных из мест лишения свободы | 1,5 | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
механический приток населения в трудоспособном возрасте | 2,5 | 2,8 | 3,0 | 3,0 |
численность граждан, не имеющих работы по другим причинам | 86,8 | 63,0 | 69,7 | 68,2 |
Соотношение спроса и предложения | ||||
Неудовлетворенный спрос на рабочую силу | 98,6 | 81,4 | 77,1 | 77,1 |
Количество вакансий на конец года | 11,4 | 7,0 | 5,0 | 5,0 |
Общая численность безработных | 88,2 | 74,4 | 72,1 | 72,1 |
Численность официально зарегистрированных безработных | 17,2 | 20,0 | 22,0 | 25,0 |
Справочно | ||||
Численность занятых в экономике | 706,4 | 708,5 | 710,0 | 711,3 |
Численность экономически активного населения | 767,0 | 772,0 | 774,0 | 775,0 |
Уровень общей безработицы, в процентах к экономически активному населению | 11,5 | 9,6 | 9,3 | 9,3 |
Уровень регистрируемой безработицы, в процентах к экономически активному населению | 2,2 | 2,6 | 2,8 | 3,2 |