· Финансовый срез включает:
· процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
· поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
· создание инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.
Сильные и слабые стороны организации
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Внутренняя среда исследуемого предприятия характеризуется следующими моментами:
Кадры
На предприятии существует командно-административный стиль управления. Непонятно, что является доминантой в системе ценностей высшего руководства.
С февраля 2001 года на предприятии работает команда московских управленцев из холдинга в составе председателя Совета директоров, финансового директора, директора по снабжению и начальника отдела маркетинга. Надо отметить, что они уже успели сделать много хорошего для развития предприятия.
Квалификация менеджеров среднего уровня имеет средний уровень, что позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля. Недостаток предприятия состоит в том, что данных специалистов на предприятии не хватает.
Квалификация персонала соответствует текущим и будущим задачам предприятия. Однако руководство не задумывается о будущем предприятия, не обучает специалистов.
Руководство мотивирует рабочих только финансово, другие методы мотивации на предприятии не используются.
Уровень зарплаты на предприятии выше, чем в среднем по району.
Организация общего управления
На предприятии четко распределены права и обязанности работников.
Существующая организационная структура на предприятии представлена на рис.1. Надо отметить, что в целом данная структура достаточно эффективна, но я бы немного изменил схему отдела сбыта.
В отделе сбыта как показала практика, не хватает специалистов, а имеющиеся работники незаменимы и при неожиданном выбытия работника в случае болезни, командировки, отпуска страдает сбыт предприятия. Существующая структура отдела сбыта изображена на рис.2.
На предприятии существует практика снижения управленческих издержек. На данный момент в компьютерной сети предприятия внедряется компьютерная программа «1-С Бухгалтерия», что позволит во-первых, уменьшить количество работников, а во-вторых, сделает более эффективным контроль за отпускаемой продукцией.
Рис.2 Схема существующего отдела сбыта ОАО «Невьянский цементник»
Высшее руководство имеет достаточно высокую квалификацию. Достаточно сказать, что команда управленцев из Москвы прошли курсы при Президенте РФ и имеют определенный опыт работы в данном направлении.
Производство
Предприятие имеет выгодное месторасположение по отношению к природным ресурсам. Рядом находятся карьеры глины, известняка и песка, которые необходимы для производства цемента. Предприятие само обеспечивает себя основным сырьем.
Технология предприятия отвечают конкурентным требованиям сегодняшнего дня.
Контроль качества продукции осуществляется силами собственной лаборатории. Контроль за процессом изготовления цемента осуществляется регулярно.
Вместе с тем качество продукции нашего предприятия оставляет желать лучшего. В менеджменте существует высказывание: «качество продукции не надо повышать, им надо управлять». Однако качество цемента ОАО «Невьянский цементник» как раз надо повышать.
Издержки предприятия средние по отрасли, но выше, чем у основного конкурента – Сухоложского цементного завода.
В летний период увеличивается спрос на цемент, предприятие не в силах справиться с ним и предложить столько товара, сколько требуется, поэтому на рынке возникает дефицит цемента.
Предприятие имеет сложности в техпроцессе с точки зрения зависимости от имеющегося оборудования (одна печь, две мельницы, 1 декорбанизатор и т.д.), при поломке какого-либо оборудования может остановиться весь техпроцесс предприятия.
Маркетинг
На предприятии имеется отдел маркетинга во главе с начальником отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями.
Доля рынка нашего предприятия составляет около 20% (см.рис.3).
Рис.3 Рынок производства цемента, на котором действует ОАО «Невьянский цементник».
Предприятие ОАО «Невьянский цементник» является ценовым последователем. Ценовым лидером на рынке является Сухоложский цементный завод.
Наше предприятие имеет возможность производить и выйти на рынок с другими продуктами – утеплитель ЖРК-1, облегченный тампонажный цемент, минеральный порошок и некоторыми другими. Также предприятие имеет возможность для выхода на перспективные рынки Пермской и Челябинской областей, где местные цементные заводы находятся в кризисном состоянии.
Имидж нашего предприятия оставляет желать лучшего. В основном это касается вопроса о качестве и надежности как партнера.
Финансы и учет
Предприятие имеет возможности привлечение долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику – задолженности по налогам практически не имеет.
Предприятие использует две системы оплаты за продукцию. В основном это предоплата. Но для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.
С 2001 года на предприятии внедрена система жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия денежных средств.
Слабым местом финансового состояния предприятия является то, что кредиторская задолженность превышает дебиторскую.
Организационная культура
Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабевает организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.