3). менеджмент фирм. Здесь прежде всего необходимо выделить такие формы управления деятельностью фирм, как специализация, кооперирование и комбинирование хозяйственных звеньев;
4). политико-правовое регулирование деятельности фирм. Сюда прежде всего относятся экономическая политика государства, а также юридическое обеспечение процесса производства. Есть специальные юридические дисциплины, изучающие эти общественные процессы.
Производственно-хозяйственный механизм – сложное структурное образование. Но неверно было бы представлять его как механическую сумму элементов. Он образует целостную систему, живой общественный организм. Поэтому несогласованность между элементами хозяйственного механизма снижает его эффективность. Можно выделить следующие направления несогласованности в хозяйственном механизме:
1) между индикативными показателями прогноза и экономическими регуляторами;
2) между экономическими регуляторами и правовыми нормами, регулирующими хозяйственную деятельность;
3) отставание форм хозяйствования в условиях рынка от уровня и тенденций развития производственных сил.
Необходимо комплексное, согласованное развитие и совершенствование всех элементов хозяйственного механизма. От этого зависит уровень эффективности его функционирования. Лишь согласованное взаимодействие всех элементов делает их звеньями единого хозяйственного механизма. Именно здесь и проявляется внутренний смысл понятия механизм – точно и чётко.
Важным этапом в изучении хозяйственного механизма является познание его функций. Среди них выделяют:
1) динамичное соответствие между непрерывно растущим уровня развития производительных сил и формами хозяйствования. Хозяйственный механизм – способ разрешения противоречий, возникающих в данной области. Поддержание данного соответствия служит основой развития производства. При этом, например, рыночные формы хозяйствования стимулируют ускорение научно-технического прогресса и развитие экономики;
2) экономическая реализация различных форм собственности, превращение их потенциальных возможностей в действительность. Чем совершеннее хозяйственный механизм, тем полнее реализуются преимущества различных форм собственности;
3) сознательное использование объективных экономических законов. В рамках хозяйственного механизма достигается согласованность экономических интересов, единство действий, подчинение производительных сил цивилизованному контролю общества. Без этого немыслимо сознательное использование экономических законов;
4) претворение в жизнь экономической политики государства. Хозяйственный механизм выступает главным инструментом претворения в жизнь выработанной экономической политики.
Все функции хозяйственного механизма находятся в единстве и взаимодополняют друг друга. Действительно, чем полнее достигается соответствие форм хозяйствования уровню развития производительных сил, тем успешнее реализуются преимущества различных форм собственности, тем полнее используются экономические законы. А всё это обеспечивает эффективное достижение целей экономической политики. И наоборот, успешное претворение в жизнь экономической политики (при условии её научной обоснованности и реализма) способствует более полной реализации форм собственности, росту производительных сил, совершенствованию производственной деятельности фирм и объединений.
Необходимость совершенствования хозяйственного механизма обусловлена постоянно происходящими объективными изменениями в экономике, а также тем, что его элементы подвержены влиянию многочисленных факторов и отличаются исключительной подвижностью. К числу факторов развития хозяйственного механизма следует отнести:
1) рост научно-технического и технологического уровней производительной деятельности фирм;
2) многообразие форм хозяйствования в условиях развивающегося рынка;
3) изменения в надстройке общества и вытекающая отсюда специализация социально-экономических задач, решаемых макро- и микроэкономикой;
4) внешнеэкономические и внешнеполитические условия;
5) существенную модификацию хозяйственного механизма вызывают такие явления, как иностранная интервенция, гражданская война, кризисные процессы.
Совершенствование хозяйственного механизма, связанное с этими и другими факторами, может носить различный характер. С одной стороны, это могут быть незначительные изменения в хозяйственном механизме, а с другой стороны – его глубокие (качественные) изменения. Поэтому в совершенствовании хозяйственного механизма следует различать:
1) либо частичное улучшение определённых его звеньев, незначительные по своей глубине преобразования;
2) либо перестройку, комплексное и достаточно глубокое изменение его структуры. В данном случае следует говорить о реформе хозяйственного механизма, или о хозяйственной реформе.
Совершенствование хозяйственного механизма – это непрерывный процесс поиска и отладки эффективных форм и методов хозяйствования. Оно осуществляется постоянно на основе накопленного опыта, уточнения ранее принятых решений, учёта специфики отдельных сфер и отраслей макроэкономики.
Опыт совершенствования хозяйственного механизма в современной России позволяет сделать ряд выводов:
1) осуществляются крупные структурные сдвиги в развитии производительных сил;
2) проводится не частичное совершенствование отдельных звеньев хозяйственного механизма, а комплексное улучшение всех его элементов в процессе движения к рыночной экономике;
3) формирование нового рыночного механизма хозяйствования не может быть осуществлено в виде единовременного акта. Решение этой задачи охватывает несколько этапов. В экономике России осуществляется крупномасштабная хозяйственная реформа.
Решительный поворот к формированию рыночного механизма хозяйствования в России начался после апреля 1985 г. и, особенно, с начала 1992 г. Возникает вопрос: неужели всё в том, что предпринималось по совершенствованию хозяйственного механизма, было неправильно? В связи с поиском ответа на данный вопрос необходимо различать:
1) теоретическую концепцию хозяйственного механизма;
2) нормативный хозяйственный механизм;
3) реально функционирующий хозяйственный механизм.
Теоретическая концепция хозяйственного механизма опирается на познание системы объективных экономических законов, форм и методов их наиболее эффективного использования. Она включает совокупность научно обоснованных принципов хозяйствования, являются составной частью экономической стратегии государства.
Нормативный хозяйственный механизм – результат перевода теоретической концепции в сферу конкретных решений. Он получает выражение в соответствующих постановлениях, государственно-правовых актах, в методических указаниях.
Функционирующий хозяйственный механизм – это совокупность реальных отношений и связей, в рамках которых протекает деятельность хозяйственных органов, объединений, фирм и предпринимателей.
Ясно, что между теоретической концепцией, нормативной моделью и реальным хозяйственным механизмом могут возникать существенные различия. На экономику непосредственное воздействие, конечно, оказывает реально функционирующий механизм. Поэтому негативные явления, низкие темпы развития, их падение – это проявления реально функционирующего механизма. В конце 80-х годов хозяйственный механизм оказался неадекватным изменившимся условиям развития народного хозяйства. Потребовалось проведение хозяйственной реформы с целью формирования рынка.