Расчетный Центр Корпорации (РЦК) – комплексное решение, обеспечивающее мониторинг, контроль и управление финансовыми потоками корпоративных предприятий.
Решаемые задачи:
получение полной картины о текущем состоянии и распределении финансовых ресурсов в режиме реального времени;
контроль (предварительный и последующий) движения финансовых потоков;
акцепт (разрешительная отметка) проведения операций;
планирование движения финансовых потоков (составление БДДС, платежного календаря);
создание централизованной базы нормативно-справочной информации, договоров;
достижение максимальной прозрачности финансовых потоков внутри Корпорации;
анализ движения финансовых потоков:
· анализ остатков на счетах Подразделений;
· анализ потоков по видам финансовых средств;
· анализ движения финансовых средств в разрезе аналитических показателей;
· анализ исполнения договоров;
· анализ исполнения БДДС (бюджета движения денежных средств) и пр.
возможность формирования управленческой отчетности различного уровня:
· консолидированная отчетность;
· отчетность по Подразделениям.
Особенности решения:
полный охват всей финансовой структуры Корпорации с учетом ее организационного, территориального и проектного состава;
автоматизация работы корпоративного казначейства (финансового департамента) и его Подразделений с различным уровнем централизации и территориальным распределением функций;
работа в режиме реального времени;
создание системы электронного документооборота;
интеграция с ERP-системами и системами банковского обслуживания ("банк–клиент"). Создание единой информационной системы управления Корпорацией.
Принципы управления
Двумя основными принципами, лежащими в основе управления и контроля корпоративных финансов, являются:
1) принцип предварительного контроля расходов (предварительный акцепт) – метод, позволяющий допускать любой расход только после прохождения надлежащих ступеней контроля (автоматического или с возможностью принятия решения "контролером"), что делает принципиально невозможным превышение плановых показателей без ведома финансового руководства;
2) принцип централизованного управления финансовыми ресурсами (также называемый "принципом единого счета") – принцип, позволяющий сосредоточить финансовые ресурсы в одном или нескольких связанных между собой центрах, из которых, и только из которых, могут быть осуществлены расходные платежи, что, с одной стороны, повышает надежность предварительного контроля, а с другой – оперативность управления ликвидностью корпорации.
Технологии планирования и контроля
Контроль по лимитам - составление финансового плана (БДДС) на период по Подразделениям и аналитическим классификаторам, контроль исполнения платежей по лимитам, выделенным Подразделениям в разрезе направлений расходования средств;
Платежный календарь по заявкам - составление детального оперативного финансового плана на каждый день (платежного календаря) на основании заявок Подразделений, контроль оперативного плана на соответствие утвержденному БДДС. Контроль осуществления платежей в соответствии с каждой позицией платежного календаря;
Контроль условий договоров и обязательств, платежный календарь по обязательствам - составление детального оперативного финансового плана на каждый день (платежного календаря) на основании условий договоров и обязательств Подразделений, контроль оперативного плана на соответствие утвержденному бюджету. Контроль осуществления платежей в соответствии с каждой позицией платежного календаря, отслеживание сроков исполнения каждого договора и обязательства.
Данная организация занимается денежными потоками, управление осуществляется централизованно, на мой взгляд, для данной организации это самый целесообразный вариант управления, так как система полностью автоматизирована и информация поступает ежесекундно, следовательно «головной офис» может достаточно быстро получать информацию и решать все создавшиеся вопросы. Т.е. работа ведется в реальном времени.
ОАО «Бугурусланнефть»
ОАО «Бугурусланнефть» начинает проект автоматизации с целью создания собственной полноценной информационной системы децентрализованного управления ресурсами. В качестве ИТ-платформы для создания системы управления выбран ПП «ПАРУС-Предприятие 8» на базе СУБД Oracle. Pba Consult выбрана Заказчиком в качестве основного внешнего консультанта по проекту и уже осуществила поставку программного обеспечения «Парус» в объеме 55 клиентских лицензий конечных пользователей. Следуя общекорпоративной стратегии холдинга ТНК-ВР по выделению основных производственных подразделений в отдельные юридические лица, ОАО «Оренбургнефть» занялась выводом в самостоятельные организации управлений по добыче нефти и газа на территории региона. Первое из них, НГДУ «Бугурусланнефть», преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью — стопроцентную «дочку» материнской компании. Предполагается, что юридически отделённые активы холдинга смогут целенаправленно и эффективно развиваться в новой форме, и при этом не будет снижена управляемость ими со стороны основных акционеров. Именно для реализации этой идеи руководство ООО «Бугурусланнефть» приняло решение о создании и развитии технологически независимой от материнской компании информационной системы управления ресурсами предприятия. Напомним, что в ОАО «Оренбургнефть» в рамках реализованного ранее специалистами Pba Consult интеграционного проекта была централизована и автоматизирована работа Центрального Аппарата управления, 21 филиала и 13 удаленных складов. C помощью информационной системы, построенной на базе ПП «ПАРУС-Предприятие 8», автоматизирован учет затрат в разрезе скважин, процесс калькуляции себестоимости нефти, попутного и природного газа в разрезе НГДУ и месторождений. Общие масштабы автоматизации позволили создать более 400 рабочих мест конечных пользователей информационной системы. Новый проект автоматизации в ООО «Бугурусланнефть» фактически частично децентрализует информационное управление вновь создаваемыми юридически самостоятельными дочерними подразделениями материнской компании. Выбор базового программного обеспечения для реализации проекта достаточно очевиден: руководство и многие специалисты ООО «Бугурусланнефть» уже знакомы с функциональными возможностями ПП «ПАРУС-Предприятие 8», которые их полностью удовлетворяют. Ведущим внешним консультантом проекта выбрана компания Pba Consult, ранее успешно зарекомендовавшая себя не только при работе на объектах «Оренбургнефти», но и в процессе реализации проектов автоматизации других предприятий холдинга ТНК-ВР. В настоящее время ООО «Бугурусланнефть» решает вопрос планирования и организации проекта подготовки и запуска новой системы в эксплуатацию. Внедрение системы, возможно, будет реализовано Заказчиком совместно со специалистами компании Pba Consult, но не исключается и вариант выполнения работ силами собственных ИТ-специалистов холдинга ТНК-BР.[11]