рефераты по менеджменту

Организация как социальная система

Страница
2

Изменения и преобразования, происходящие в сложных системах, как правило, не удается представить в виде математических формул и соотношений, алгоритмов (в виде упрощенных схем и порядка действий).

Модель - материальная или информационная (реальная или мысленная копия анализируемого объекта, явления, процесса действительности (С.А.).

Для представления и описания системы используют следующие понятия: состояние, поведение системы, равновесие, устойчивость

1. Состояние.

Этим понятием обычно характеризуют мгновенную фотографию, срез системы во времени (в какое-то время) или во время остановки в ее развитии. Состояние определяют (описывают) либо через входные воздействия: входные сигналы (результаты), либо через макропарамстры и макросвойства системы (давление, скорость, ускорение - для технических систем; рентабельность, объем продаж, объемы производства, численность персонала, основные фонды, темпы роста - для экономических систем). По этим показателям можно говорить о состоянии покоя - стабильности (т.е. постоянные входные воздействия и выходные сигналы) и о состоянии равномерного развития.

Если рассматривать систему в виде элементов (Э), блоков, компонентов, то входы (входные воздействия) можно разделить на управляющие (У) и возмущающие, дестабилизирующие (X) (неконтролируемые, отклоняемые), а выходы или результат деятельности системы могут быть записаны как

q = f(Э,У,X).

2. Поведение системы.

Если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением. Поведение системы - это ее состоят (возможность преобразования, изменения) во времени. Этим понятие пользуются, когда неизвестны правила, закономерности перехода из одного состояния в другое.

Говорят, что система обладает поведением, и для ее описания и понима­ния необходимо выявить алгоритм, характер поведения системы.

3. Равновесие.

Это понятие определяется как способность системы в отсутствие внеш­них возмущающих воздействий (и при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго.

4. Устойчивость.

Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена внешними возму­щающими воздействиями. Эта способность обычно присуща системам при постоян­ном У (управляющем входе) только в некотором диапазоне, не превышающем определенного уровня. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться сама, называется устойчивым состоянием равновесия.

Понятия «равновесие» и «устойчивость» в организациях как социальных системах гораздо более сложные и взаимодополняющие понятия, чем в технических системах.

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема — это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организаци­онная, правовая подсистема.

К свойствам систем относят:

1. свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их дея­тельности резко снижается;

2. свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляю­щих его элементов;

3. свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;

4. свойство организационной целостности. Система имеет по­требность в организации и управлении.

В системе формируется сложная зависимость от свойств входя­щих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойст­вами, не присущими ее элементам и может не иметь свойств, первоначально присущих большинству ее элементов). Например, директорат компании вынужден подчиняться определенным пра­вилам взаимоотношений, хотя отдельные руководители предпочи­тали бы более неформальные отношения; при проведении совеща­ния может быть выработана идея, которая не пришла бы в голову ее участникам при индивидуальной работе. Каждая система имеет входное воздействие, систему ее обработки, конечные результаты и обратную связь. Входное воздействие складывается из воздейст­вий внешней среды и собственных воздействий.

Системы могут включать большое число группировок, однако основной является группировка их в трех подсистемах: техничес­кой, биологической и социальной.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, ком­пьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструк­ции для пользователя и используемые им. Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм, относительно ко­торых человек принимает решения. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется нали­чием человека в качестве объекта управления. В качестве харак­терных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется боль­шим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Социальная подсистема может включать биологическую и техническую подсистемы, а био­логическая — техническую подсистему

Крупные подсистемы обычно называют системами. Социаль­ные, биологические и технические системы могут быть: искусст­венными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований.

Системный под­ход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внеш­них), влияющих на принятие решений.

Система, в набор элементов которой входит человек или пред­назначенная для человека, называется социальной. Например, кол­лектив отдела кадров, автомобиль. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, эко­номическую, медицинскую, технологическую направленность. На­иболее распространены социально-экономические системы. В ре­альной жизни социальные системы реализуются в виде организа­ций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких организаций — это товары, услуги, информация или знания. Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-об­разовательные, социально-экономические и другие виды органи­заций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредите­лей. Для социально-культурных — основной целью является до­стижение эстетических целей, а получение максимальной при­были является вторичной целью, для социально-образовательных главная цель — удовлетворение потребностей клиентов в инфор­мации и знаниях, а получение прибыли — вторичная цель.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту