Это направление деятельности также охватывает создание необходимых условий для повышения квалификации кадров, учебы сотрудником в вечерних и заочных образовательных учреждениях.
Не меньший воспитательный заряд несут и решения, принимаемые начальником органа по кадровым вопросам: перемещение сотрудников по службе, выдвижение их на вышестоящие должности, включение в резерв для выдвижения, представление к присвоению очередных специальных званий ими обоснование их задержки, проведение аттестации личного состава.
Деятельность руководителя по созданию здорового морально-психологического климата в коллективе включает в себя семь основных направлений:
1. Становление правильных служебных отношений, при которых обеспечивается полнота проявления трех статусов каждого сотрудника;
- гражданского - соблюдение его прав личности, общественного достоинства, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации;
- служебного - четкая регламентация прав и обязанностей сотрудника, использование его в соответствии с квалификацией, справедливая оценка деловых и личностных качеств, ибо на практике, чем не coвершеннее система оценок, тем меньше развивают работники энергию дня дела и тем больше тратят ее на "подход" к начальнику;
- личностного - обеспечение признания в коллективе, удовлетворенность своими неформальными отношениями в коллективе.
2. Формирование общественного мнения, которое подобно регулятору поведения людей используется руководителем как средство устранения отсталых и вредных для общего дела групповых и индивидуальных взглядов и настроений.
3. Создание позитивного эмоционально-психологического настроения в коллективе.
Личные настроения сотрудников, как правило, зависят от: определения перед каждым из них ближайших и отдаленных перспектив в служебной деятельности, удовлетворения насущных интересов и потребностей, четкой организации службы, создания атмосферы благожелательности и взаимоподдержки; отсутствия грубости, бестактности, хамства в межличностных отношениях.
В этой связи необходимо всегда помнить, что, поданным социологических исследований, на каждую минуту конфликта ввиду грубости и нетактичного поведения руководителя приходится 20 минут последующих переживаний у каждого подчиненного, во время которых, естественно, никакая работа не ладится.
4. Формирование и развитие традиций, которые, по мысли А.С. Макаренко, являются для коллектива социальным клеем, скрепляющим его в единое целое.
5. Стимулирование и мотивация служебной деятельности.
6. Личный пример, который проявляется в соблюдении законов, организованности и дисциплине. Он должен сочетать деловитость и требовательность с внимательным и душевным общением.
Чтобы овладеть искусством общения, с людьми, руководителю необходимо уважать личное достоинство подчиненных, знать особенности их характера и темперамента, быть сдержанным, терпеливым, внимательным и тактичным, иметь разносторонние интересы и высокий профессионализм. Подчиненные ценят простоту общения руководителя, но не прощают примитивного и упрощенного подхода к себе.
7. Опора в воспитательной работе на общественные объединения сотрудников.
В создании здорового морально-психологического климата в коллективе существенное значение имеет организация правовой помощи сотрудникам, привлекаемым к ответственности за действия при исполнении служебных обязанностей или пострадавшим во время службы.
Всю работу с личным составом в органе внутренних дел начальник проводит, опираясь на помощь своего заместителя по кадрам, который в силу своего должностного статуса призван профессионально заниматься, организацией и проведением воспитательной работы с сотрудниками. Примерный перечень основных функциональных обязанностей заместителя начальника по кадрам в области воспитательной работы определен приказом МВД России N 420 -1993 г. К их числу относятся:
- анализ качественного состава кадров и всестороннее изучение их на практике;
- организация профессиональной подготовки личного состава и собственное участие в проведении занятий;.
- организация аттестации личного состава;
- анализ состояния дисциплины и законности, подготовка предложений по их укреплению;
- принятие мер по реализации прав и гарантий социальной защиты личного состава;
- организация и проведение воспитательной, культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы среди сотрудников;
- знания нужд и определение мер по улучшению условий жизни и деятельности личного состава на основе изучения запросов и настроений сотрудников;
- установление и укрепление связей с общественными объединениями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации;
- рассмотрение писем, жалоб и заявлений на деятельность и поведение сотрудников, осуществление приема подчиненных, а также граждан по вопросам, касающимся работы с кадрами, и принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Свою работу по формированию у сотрудников высоких профессиональных и нравственных качеств, мобилизации их на повышение результативности оперативно-служебной деятельности, укреплению морально-психологического климата, дисциплины и законности среди личного состава заместитель начальника по кадрам планирует в особом разделе плана работы органа в целом. В нем наряду с мерами по улучшению качественного состава кадров, совершенствованию отбора кандидатов на службу, закреплению кадров, повышению их профессионального мастерства, формированию резерва на выдвижение и организации работы с ним включаются конкретные мероприятия по выполнению руководящих документов МВД России по работе с личным составом; организации и проведению индивидуальной воспитательной работы, наставничеству; укреплению дисциплины и законности среди личного состава; государственно-правовому информированию и проведению занятий в системе общественно-государственной подготовки; организации профессионально-нравственного 1и героико-патриотического воспитания; обеспечению культурного досуга и развитию физкультурно-оздоровительной работы среди личного состава; взаимодействию с общественными .объединениями; обеспечению социально-правовой защиты сотрудников и членов их семей.
В работе по выполнению плановых мероприятий заместитель начальника по кадрам опирается прежде всего на начальствующий состав, имеющий в своем подчинении сотрудников, наставников, руководителей органов общественной самодеятельности и общественных opганизаций, которых с полным основанием Можно условно назвать педагогическим коллективом горрайлиноргана. Заместитель оказывает им помощь, добивается единства, согласованности и преемственности в воспитательной работе. Обучает их (особенно младший начальствую-щий состав) практике организации различных мероприятий, использованию отдельных форм и методов индивидуальной культурно-просветительной и спортивно-массовой работы, прививает воспитателям ответственность за порученное дело, руководит их самообразованием и саморазвитием.
Основное внимание в своей деятельности заместитель начальника органа внутренних дел по кадрам уделяет руководителям служб и подразделений. Именно от их повседневной деятельности по воспитанию подчиненных во многом зависят эффективность решения оперативно-служебных задач, состояние морально-психологического климата, уровень дисциплины и законности среди личного состава.