1 - соперничество конкурентов внутри отрасли;
2- угроза появления новых конкурентов;
3- угроза появления товаров и услуг - субститутов (заменителей);
4- способность поставщиков диктовать свои условия;
5- способность покупателей диктовать свои условия.
Если действия всех пяти сил на рынке, являются достаточно ощутимым, то независимо от вида производимой продукции и услуг, уровень прибыли в данной отрасли будет довольно низким. При слабом воздействии данных сил организация может повысить уровень цен и соответственно получить более высокую прибыль.
Основным видом деятельности ЗАО Кабельного завода «Кавказкабель» является производство и реализация различных видов кабельно-поводниковой продукции, а также погрузке, транспортировке и отгрузки данной продукции на территории РФ и СНГ.
Анализируя окружающую (внешнюю) среду на основе пяти сил М. Портера, выделим сегмент Крупные потребители (95%) и сегмент Население (5%).
Исследуем структуру отрасли на основе модели пяти сил М. Портера.
1.Конкурентная борьба:
В данной отрасли она не является действующей силой, так как данный завод хорошо известен на рынке, он предоставляет большой ассортимент кабельно-проводниковой продукции по умеренным ценам и высокого качества. Постоянно разрабатывают и внедряют новые виды продукции, которые соответствуют стандартам и вкусам потребителей, поэтому спрос на предлагаемый товар растет.
2. Угроза появления новых конкурентов
3. Угроза появления товаров-субститутов
В данной отрасли товары-субституты отсутствуют, так как продукция по-своему уникальна, и она изготовляется строго в соответствии с нормативно-техническими документами.
4. Сила покупателей
Действие данной силы будет не значительна, так как:
· на рынке присутствует значительное количество покупателей, которые приобретают товар в значительном количестве;
· представленные на рынке товары в соответствуют действующим стандартам;
· продукция высокого качества и соответствует вкусам потребителей;
· данный товар является одним из жизненно важным приобретением для покупателя.
5. Сила поставщиков (способность поставщиков диктовать свои условия). Организация пользуется услугами 2 групп поставщиков:
1. поставщики сырья и материалов;
2. поставщики услуг жилищно-коммунального хозяйства (электроэнергия, газ, вода), которые являются, по сути, естественными монополистами, так как предприятие не может отказаться от их услуг и прибегнуть к услугам других поставщиков.
Действие 2-х групп поставщиков обусловлено тем, что поставки качественного сырья и материалов важны для основного и вспомогательного производства. Поставляемая продукция уникальна, отсутствуют товары-субституты для продукции и услуг и поставка данного товара очень важна для нашего завода.
После проведенного нами анализа можно выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для ЗАО Кабельного завода «Кавказкабель».
Таблица 5 – Слабые и сильные стороны ЗАО Кабельного завода «Кавказкабель».
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Устойчивое финансовое положение |
1. Износ основных средств |
2. Известность на рынке |
2. Высокая себестоимость продукции |
3. Высокое качество продукции |
3. Работа через посредников |
4. Товар соответствует вкусам потребителей |
4. Отсутствие явных стратегических направлений в области инновационных технологий |
5. Рациональный ассортимент товаров | |
6. Эффективная маркетинговая деятельность | |
7. Применение современного оборудования | |
8. Налаженные связи с поставщиками |
Таблица 6 – Возможности и Угрозы для ЗАО Кабельного завода «Кавказкабель».
Возможности | Угрозы |
1. Расширение ассортимента |
1.Снижение платежеспособности дебиторов |
2.Освоение новых технологий производства |
2.Повышение уровня безработицы |
3. Выход на новые рынки |
3.Несовместимость российских стандартов с европейскими |
4.Поиск поставщиков, представляемых выгодные условия |
4. Повышение цен на ресурсы |
5.Совершенствование системы ценообразования |
5. Обострение конкуренции |
6.Привлечение новых категорий клиентов | |
7.Использование компьютерных технологий в бизнесе |
Все выявленные в процессе анализа внутренней и внешней среды сильные и слабые стороны, возможности и угрозы заносим в матрицу SWOT, пример которой приведён на рисунке 3.
Факторы среды | ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗА | ||||||||||||||
1.Расширение ассортимента |
2. Освоение новых технологий производств |
3. Выход на новые рынки |
4.Поиск поставщиков предоставляемых выгодные условия |
5.Совершенствование системы ценообразования |
6.Привлечение новых категорий клиентов |
7.Использование компьютерных технологий в бизнесе |
1.Снижение платежеспособности дебиторов |
2.Повышение уровня безработицы |
3.Несовместимость российских стандартов с европейскими |
4.Повышение цен на ресурсы |
5.Обострение конкуренции | |||||
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СИВ | СИУ | ||||||||||||||
1.Устойчивое финансовое состояние | ||||||||||||||||
2.Известность на рынке | ||||||||||||||||
3.Высокое качества продукции | ||||||||||||||||
4.Товар соответствует вкусам потребителей | ||||||||||||||||
5.Рациональный ассортимент товаров | ||||||||||||||||
6.Эффективная маркетинговая деятельность | ||||||||||||||||
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | СЛВ | СЛУ | ||||||||||||||
1.Износ основных средств | ||||||||||||||||
2.Высокая себестоимость продукции | ||||||||||||||||
3.Работа через посредников | ||||||||||||||||
4.Отсутствие управленческого таланта у руководства | ||||||||||||||||