2. Стили могут классифицироваться по разным критериям:
1) Критерий участия исполнителей в управлении;
2) По преимущественному критерию функций управления;
3) Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
В 1 случае наиболее четко здесь различают три стиля:
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют),
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством).
Во 2 случае выделяют:
- управление через инновацию;
- управление с помощью задания цели;
- управление через согласование цели;
- управление через правила решения;
- управление через мотивацию;
- управление через координацию;
- управление только в исключительных случаях;
В 3 случае можно наблюдать такие стили как:
1. слабое управление
2. управление по задачам
3. клубное управление
4. управление по среднему пути
5. сильное управление
Успех применяемого стиля управления можно оценить по воздействию на прибыль и издержки.
3. Менеджерами – лидерами можно назвать тех менеджеров, которые обладают принципиально иным мышлением и специфическими способностями. Тех, которые могут устанавливать системообразующие связи, влиять на окружающих, изобретать новые методы управления, менять свой стиль руководства в соответствии с обстоятельствами. Только такие менеджеры–лидеры сумеют достучаться до сердец своих сотрудников и вдохнуть в них энергию, необходимую для проведения реформ. Если высшему руководству удастся создать в рядах управляющих среднего звена «критическую массу» подобных активистов, у компании будет гораздо больше шансов на успех. Как бы ни были талантливы топ-менеджеры, им все равно нужны «полевые командиры» для продвижения своих идей до самых нижних уровней возглавляемой ими организации.
От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.