рефераты по менеджменту

Лоббирование

Страница
3

Французский исследователь Франк Фарнел определяет теорию и практику лоббизма как вмешательство в хозяйственные и социальные процессы с исполь­зованием политических методов и средств. Он подчеркивает, что профессия лоббиста пока не получила общественного признания в основных европейских странах в отличие от Соединенных Штатов Америки. В полито­логическом же отношении лоббизм способствует укреплению основ терпимости в обществе.

Рассмотрим как же проявляется данная деятельность в отдельных странах? Своеобразным масштабом может служить здесь уже упоминаемый закон об открытости лоббизма, который был принят в декабре 1995 г. Он призван урегулировать лоббистскую деятельность на юридических началах, ликвидировать лазейки в практике лоббизма. Закон требует, чтобы лоббисты указывали своих клиентов, определяли специфику деятельности и рассказывали, сколько платят им и сколько платят они. В то же время он ориентирован на то, чтобы существующие законы были понятны индивидам, на защиту интересов которых оно направлено. Закон об откры­тости лоббизма считался Президентом основополагающим для широкомасштабной политической реформы.

Вступление в действие закона привело к тому, что число зафиксированных госу­дарственными органами лоббистов к весне 1996 г. увеличилось в два раза и достигло почти 40000 человек. В то же время закон позволяет четче отслеживать методы фальсифицирования в лоббировании, когда в конгресс посылаются письма от несуществующих адресатов, регламентировать лоббирование в пользу иностранных государств, ставить ряд огра­ничений лоббистской активности бывших конгрессменов.

Лоббизм в Канаде особенно интересе из-за региональных проблем с Квебеком. Достаточно длительное время аме­риканские образцы не находили применения в Канаде, но с середины 60-х годов именно по ним начала строиться система политических консультантов на содержании.

При этом ведущие лоббисты страны, создав такой рынок услуг, не связывают себя с какой-либо партийной принадлеж­ностью - это "непрофессионально". Но при этом они часто решают судьбы многих партийных кандидатов, даже на самом высоком уровне. Бизнесмены обращаются к ним не реже, чем к юристам и другим специалистам. Организаторы политической жизни считают их советы ключевыми.

В каждой из стран лоббизм характеризуется "национальным" обликом. Во Франции в 1884 г. был принят закон о свободе союзов, который способствовал защите "цеховых интересов" лоббистов. Фактически цеховщики представляли перед политиками своих патронов - "королей" сахара, табака, стали и т.п. В настоящее время во Франции более 1500 таких групп, имеющих в основном профессиональный профиль, но все же стране присущи теневые процессы.

Новый шаг к признанию статуса лоббистов в стране был сделан в 1981 г., когда после 23-летнего правления голлистов пришлось вновь выстраивать отношения государства и промышленности. В традициях французского парламентаризма заключается то, что депутаты обязательно выражают чьи-то интересы, и столь же обязательно при этом заявляют, что стоят на защите интересов лишь народа. Лоббистов они называют экспертами, а технику лоббирования предпочитают выбирать и осуществлять самостоятельно. 69% французских чиновников считают, что лоббисты могут выступать как посредники, но 49% признают, что они не могут определять характер политического решения ни на каком уровне.

Более весомые позиции занимают лоббисты в Великобритании, несмотря на то, что многие правовые установления строятся здесь на прецедентах. В Лондоне функционирует около 40 относительно небольших лоббистских фирм, важная цель которых - влиять на законодателей и журналистов. Пять из этих фирм имеют представительство в Брюсселе, а еще 5 - в США. Депутат парламента в Британии должен ежегодно отчитываться о своих доходах официально, это заставляет его предпочесть юри­дически регламентированные контакты с лоббистами. Министры и чиновники лишены всяких привилегий. Опросы, проведенные в Англии, выясняли содержание разговоров лоббистов с депутатами. Около половины (48%) таких разговоров касались проблем развития промышленности.

Лоббизм в Японии отличается своими особенностями. Его представители широко опираются на местные власти. Так, концерн Тойота создал для себя свободную тор­говую зону в штате Кентукки и продает автомобили с наименьшими для себя зат­ратами. В то же время японское лобби находит подходы и к высшим властям. В конце 1989 г. бывший президент США Рейган прочитал в стране восходящего солнца док­лад, гонорар за который составил 2 млн. долларов. Это рассматривалось наблюдате­лями как скрытая оплата прежних услуг. В США укрепляют свои позиции японские банки, создаются целые "мыслительные центры", контролируется инвестиционный процесс - и все это при ключевой роли лоббистов.

При всех различиях, характерных для лоббистов в указанных и других странах, в их деятельности есть много общих черт. Бернар Ле Грель в книге "Профессия лоббиста" выдвинул пять золотых правил лоббирования: "20% - права, 20% - политики, 20% - экономики, 20% - дипломатии и 20% - коммуникации. Лишь при сочетании этих ингредиентов в определенных равных долях лоббисту гарантируется успех.

Увеличивается роль лоббистов в обеспечении инноваций. Они ставят новые задачи перед предпринимателями, а в последнее время и перед политиками. 0собенно это касается внедрения наукоемких технологий. Для достижения успеха лоббист должен обладать знаниями не только в области конкуренции маркетинга, коммуникаций, но в первую очередь политических наук, права, финансов, экономики, социологии и психологии.

В современном российском обществе лоббизм во многом ассоциируется с коррупцией, рэкетом, криминальными действиями. Однако перспективы развития рыночных отношений политики определяют потребность в другом лоббизме - цивилизованном, регламентируемом в определенном отношении законом.

Важно отметить, что в России в этой связи намечаются новые подходы к изучению феномена лоббизма. Если раньше внимание сосредоточивалось в основном на отрасле­вом лоббизме, и до сих пор он считается определяющим, то с начала 90-х годов чаще обращается внимание на региональный лоббизм. Нельзя не признать неизбежности столкновения между ними. Определяется необходимость лоббизма в интересах избирателей, потребителей, рядовых держателей акций, граждан.

Протолоббистские организации западного образца в России в настоящее время сосредоточены во многом в средствах массовой информации. Однако прямая "скупка" газет, телевидения и т.п. может дать отрицательный эффект.

Первая волна лоббистов характеризовалась далекими от цивилизованности формами воздействия. Российским лоббистам удавалось отыскивать на Западе партнеров, которые такими формами удовлетворялись. Однако подобный лоббизм поощрял, плодил криминалитет и коррупцию. Западные солидные компании, равно как и политические структуры, быстро ощутили опасность навязываемых образцов. Поэтому выдвигается необходимость

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту