рефераты по менеджменту

Идентификация регионального политического лидера: в поисках стиля

Страница
2

Моноцентризм порождает конфликт между политическими группами. Основой этой конфликта являются столкновения между региональными элитами. Региональная элита, получившая столичный статус, обретает мощь и влияние, но взамен вынуждена бороться с менее сильными, но более многочисленными соперниками.

Ориентируясь на этническую и национальную составляющую, московский моноцентризм порождает эффект братских народов. Московская политическая элита, стремясь превратиться в центр православия или центр российских земель, вынуждена считаться с вызовом ислама и буддизма, со стремлением кавказских или тюркских народов к обособлению.

Политика в молодой столице строится на иных основаниях. Петербургскому стилю присущи признаки политического мультикультурализма. В Петербурге существуют различные, равные и самодостаточные политические группы, которые обладают единой средой обитания и подвержены общим угрозам. Вместе с тем, существующие политические группы разделены четко выраженными непреодолимыми границами. Они не имеют общих институтов или сводов законов; между ними крайне редко заключаются союзы. Они не обмениваются идеологическими ценностями, им не ведома кража политических лозунгов и между ними отсутствует торг. Кроме того, политические группы не конкурируют за ограниченные ресурсы.

Предназначение мультикультурализма состоит в том, чтобы наделить "голосом" безгласные группы. Для Петербурга характерен поиск аутентичных способов выражения мнений, который ведется в рамках таких сфер, как власть/общество, политическая элита/духовная элита, администрация/общественность. В результате одновременно сосуществуют особенные, имеющие собственную историю равноценные политические группы, взаимодействующие только в том случае, если третья сторона угрожает их политическому статусу.

Упор на различия и аутентичность, присущий петербургскому стилю, привел к расширению границ между политическими группами, усилению чувства исключительности, повышению значимости групповых интересов. Лидеров заботит не столько прочность единых политических институтов, сколько четкость различий в тактике и оценке явлений социальной жизни.

Таким образом, если московский стиль можно назвать конкурентным многообразием, то петербургский стиль - параллельным многообразием.

Региональный политический лидер оказывается в непростой ситуации. Накопленный опыт возвращает его к привычным стереотипам социологического или идеологического мышления, в то время как новая конфигурация политических сил подталкивает к иному осмыслению действительности. Петербургские политики, овладевшие командными высотами власти, являются законодателями нового политического стиля. Сможет ли политический лидер регионального масштаба ответить на вызов времени?

Московский стиль, доминировавший в российской политике, диктовал логику конкурентного многообразия. Это выражалось в условиях региона в реализации следующих принципов.

Административный протекционизм. Средствами административного управления необходимо влиять на перераспределение ресурсов в пользу промышленных и финансовых групп, ориентированных на развитие области. Кадровая политика в учреждениях федерального подчинения должна строиться с опорой на коренных забайкальцев.

Публичный лоббизм. При формировании представительных учреждений всех уровней исполнительной власти следует открыто опираться на "губернаторскую партию". Региональная идея должна отождествляться с образом губернатора.

Тактический сепаратизм. Необходимо четко разграничить интересы центра и провинции в отношениях с федеральной властью. В реальных действиях власть должна олицетворять нужды области.

Территориальный историзм. Надлежит создать условия для написания и пропаганды исторической летописи края. Наличие образов, легенд и мифов персонифицирует региональную идею.

Просвещенный провинциализм. Необходимо создать целостную продуктивно функционирующую систему образования, обеспечивающую формирование подрастающего поколения, ориентированного на ценности регионального патриотизма. Ядром гуманитарного образования должна стать новая модель идентификации: "Я - уроженец этих мест, мы - россияне".

Петербургский стиль ориентирован в условиях региона на иные приоритеты.

Исполнительский профессионализм. Региональный лидер должен минимизировать личные политические амбиции и проявить себя как результативный организатор, способный создать благоприятные условия для инвестиционных потоков рационального размещения рабочей силы.

Последовательный центризм. Региональная элита должна органически воспринимать центростремительные ценности, ориентированные на политический ренессанс и этатизацию местных интересов.

Юридический абсолютизм. Организуя жизнь в регионе, корпус чиновников, составляющих костяк административного управления, должен ориентироваться на приоритет федеральных законов по отношению к местному законотворчеству.

Признание культурного образца. Политика в сфере образования и культуры должна строиться в тесной взаимосвязи с деятельностью общенациональных культурных центров.

Естественно, что данные принципы представляют собой лишь контур для целого набора политических действий. Следуя предложенной логике, можно считать, что политический стиль - это образец политического действия. И как таковой он превращается в способ диктата, давления, навязывания - способ осуществления символической власти.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту