Анализ поведенческих теорий и связанных с ними исследований позволяет выявить несколько общих тем. Каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера. Логика такого подхода основана на том, что многоаспектный подход затрудняет истолкование поведения лидера и усложняет план исследования для проверки конкретной теории.
Оценка стиля лидерства в рамках этих теорий производится чаще всего с помощью письменных ответов на вопросники. Разумеется, такой метод оценки ограничен и спорен.
Полученные данные послужили основой для разработки программ подготовки лидеров. К работе привлекались специалисты, ученые, исследователи, консультанты, которые изучали различные организации в различных областях человеческой деятельности. Однако никто не смог установить четкую связь между эффективностью лидера и его основными поведенческими чертами, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворением от выполненной работы, с другой.
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили, ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали, искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Наиболее известными концепциями в рамках ситуационного подхода являются следующие:
№1. Модель ситуационного лидерства Фидлера,
№2. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда,
№3. Модель «траектория – цель» Хауза,
№4. Модель Врума-Йеттона-Яго.
Характеристика основных ситуационных моделей дана в таблице 2.
Таблица 2.
Сопоставление четырех основных ситуационных моделей лидерства
Переменные |
Модель Фидлера |
Модель «траектория-цель» Хауза |
Теория Херсея и Бланшарда |
Модель Врума-Йеттона-Яго |
Качества лидера |
Лидеры, ориентированные на отношения или поучение. Работу следует построить с учетом стиля лидерства. |
Лидеры способны повысить результативность ведомых путем применения правильных стимулов. |
Лидер должен адаптировать свой стиль с учетом задания и отношений с ведомыми. |
Лидер должен применять различные процедуры принятия решений в различных ситуациях |
Ситуационные факторы |
Отношения «лидер - последователь». Структурированность работы. Властная позиция лидера в организации. |
Характеристики последователей. Организационные факторы. |
Степень зрелости последователей: Зрелость в работе; психологическая зрелость. |
Качество решения. Обязательства последователей по решению. Время. Стоимость. Развитие. |
Допущения относительно ведомых. |
Ведомые предпочитают различные стили лидерства в зависимости от задания, отношений с лидером и структуры власти. |
У ведомых различные потребности, которые следует удовлетворить с помощью лидера. |
Зрелость (готовность) ведомых взять на себя ответственность и их способности влиять на применяемый стиль лидерства. |
Участие в принятии решений повышает приверженность к решению |
Эффективность лидера. |
Эффективность лидера определяется взаимодействием внешних и личностных факторов. |
Эффективны те лидеры, которые подсказывают ведомым наиболее подходящую линию поведения. |
Эффективные лидеры способны менять стиль руководства, поддержки и делегирования с учетом степени зрелости ведомых. |
Эффективный лидер учитывает роль участия подчиненных в принятие решений, а также мотивацию работников. |
История исследований: проблемы. |
При проведении исследований другими учеными результаты противоречат выводам модели. |
В истекшие два десятилетия модель вызвала небольшой интерес у исследователей. |
Не проведено достаточно исследований, чтобы можно было прийти к выводам о прогнозной силе модели. |
Модель является ограниченной, так как допускает только ответы «ДА» и «НЕТ». Эта модель достаточно сложная. |
Ситуационные модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Однако все модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.
Традиционные и ситуационные концепции предполагали, что лидерство и управленческий эффект могут быть изменены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Это и дало толчок к появлению новых концепций лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются следующие:
1. Концепция атрибутивного лидерства
2. Концепция харизматического лидерства
3. Концепция преобразующего лидерства
Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение исследователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних.
Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. В рамках данного подхода лидер, главным образом, выполняет роль информационного процессора, т.е. он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос – почему то или иное происходит? Найденное объяснение направляет его лидерское поведение.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.
Концепция харизматического лидерства рассматривает харизму лидера. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Выделяют следующие черты харизматического поведения: