рефераты по менеджменту

Признаки организации в менеджменте

Страница
2

Третьим признаком организации можно считать осуществление её деятельности на основе принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организациооной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.

Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство. Наличие этого центра является четвертым признаком организации. Также следует отметить, что в крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а остальные—перифирийных. Полицентризм делает организацию более гибкой, а следовательно и устойчивой.

В качестве еще одного признака организации следует назвать организациооную культуру, представляющую собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью её замечательных членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации. Это её символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешкий вид зданий и т.п.

Сплав субъективных и объективных элементов формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.

Организационная культура является одним из важнейших элементов, создающих внутреннюю среду организации (рис.2)—совокупность форм и процессов, придающих последнее конкретное, присущее только ей лица к другим её элементам можно отнести разделение труда, используемые технологии, организационную структуру, систему коммуникаций и обмена информацией, поведение сотрудников и пр.

Объект управления

Субъект управления

Рис.2 Внутренняя среда организации. [4]

Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных видов трудовой деятельности и закрепление их за отдельными людьми и подразделениями, что служит основой их дальнейшей специализации.

Технология, или связь между отдельными видами работ, может быть складывающейся, последовательной, связанной, групповой. Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, например, когда все участники процесса по отдельности работают на какого-то одного, который создает конечный продукт. в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, на­пример, когда все участники процесса по отдельности работают на какого-то одного,которыйсоздает конечныйпродукт.

Последовательная технология предполагает, что работы в орга­низации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться рань­ше, чем закончится предыдущая. Примером здесь служит знако- мый всем конвейер.

Связанная технология означает, что работы взаимно обусловли­вают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последова- тельности. Так, съемка эпизодов фильма происходит совсем не обя­зательно в той последовательности, в которой они будут смонтиро- ваны в окончательном виде.

Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строя­щийся дом) последовательно или параллельно в зависимости от си­туации.

Внутренняя среда организации характеризуется также сте­пенью дифференциации и интеграции производственных и трудо­вых процессов. Дифференциация означает такое распределение ра­бот между отдельными субъектами организации, чтобы каждая из них получила в нем определенную степень завершенности в кон­кретном результате, имеющем самостоятельную ценность. Но пос­кольку эти результаты сами по себе не являются с точки зрения ор­ганизации законченным целым, на которое направлена ее деятель­ность, для его получения дифференциация должна дополняться ин­теграцией субъектов, то есть их сотрудничеством, необходимость которого обусловлена реальной взаимосвязадностью отдельных ра­бот, сформировавшейся в процессе разделения труда.

Внешняя среда организации образуется ее окружением, которое бывает деловым и фоновым. Деловое окружение образуют те явле- ния, процессы и институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или договоренностей может оказывать непосредственное влияние, например, поставщики, потребители, посредники. Таким образом, с элементами делового окружения ор­ганизация находится в состоянии двустороннего взаимодействия. .

К фоновому окружению организация может только приспосаб­ливаться, но целенаправленно влиять на него она не, в состоянии. Политика государства, конъюктура рынка и многие другие обстоя­тельства подавляющему большинству организаций неподвластны - их приходится принимать к сведению и либо подчиняться, либо "уходить" от их воздействия, либо пытаться теми или иными спосо­бами нейтрализовывать его последствия.

Внешнее окружение организации обычно характеризуется ди­намизмом, то есть постоянным изменением внешних факторов, и в целом оказывается неустойчивым. Это обстоятельство придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности, степень которой может быть весьма различной. В то же время неопределенность во многом зависит и от внутрених моментов, среди которых: можно выделить профиль организации, состояние морально-психологического климата и способности руководства. Легко себе представить, например, какая судьба ждет во время шторма добротный корабль со сплоченным экипажем, управляемый старым "морским волком" и утлое суденышко с разношерстной разболтанной командой во главе с капитаном-новичком.

Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, четко осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих ограничений, в наибольшей степени соответствующий поставленной цели. Эти ограничения связаны прежде всего с материальными и людскими ресурсами и на практике трудно преодолимы, особенно в краткосрочном периоде. Поэтому на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные- игнорировать. Но от того, насколько она сумеет к ограничениям приспособиться, зависит ее будущее.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту