Так же как и патологический игрок, человек, не соблюдающий общественные нормы, несет угрозу имиджу заведения, в котором его с радостью принимают. В настоящее время только ведущие игорные дома России начали понимать это. В основном же менеджер казино смотрит сквозь пальцы на то, как развязанный, но богатый игрок унижает достоинство персонала и других игроков – если разобраться, унижает игорное заведение. Причем то, как он это делает, нередко кончается трагически. Хулиган не ограничивается бранью, в ход идут кулаки и подручные предметы. Неквалифицированный менеджер полагает, что это с лихвой воздается проигранными суммами. Но сколько теряет казино, лишаясь уважения других клиентов и своих собственных сотрудников? Гораздо больше.
Отсутствие в нашей стране законодательства, регулирующего игорную деятельность, вложило операторам казино в руки своеобразный джокер – «черную карту». Это понятие подразумевает, что казино дает неугодному клиенту запрет на посещение (либо полное, либо частичное). И все пользуются этим настолько, насколько считают нужным. Но всегда ли оправданно такое оружие? Как правило, нет. Единственно правильным решением было бы давать черную карту патологическому игроку. Рассмотрим поподробнее другие варианты:
Шулерство. Уголовно наказуемое деяние – отделавшись черной картой и не заявив в компетентные органы, казино становится пособником преступления.
Антисоциальные действия. Административный кодекс, равно как и уголовный, еще никто не отменял. Черная карта отдалит такого человека от казино, но не вразумит его.
Слишком большие выигрыши. Нередко казино завышают свои возможности, делая большие максимумы столов и, как следствие, рискуют разорением. Бороться надо не с игроком, которого устраивают большие ставки, а со своим завышенным чувством меры.
Слишком частые выигрыши. Если игрок на большом промежутке времени выигрывает, а служба безопасности молчит – это значит, что, либо ему везет, а, следовательно, он желанный, да еще и счастливый клиент, либо правила игры на его стороне. В последнем случае претензии надо предъявлять к разработчикам правил, а не к игрокам, профессионализм которых растет намного быстрее, чем у некоторых менеджеров.
Все рассмотренные выше анахронизмы присущи большинству игорных домов нашей страны. От понимания и недопустимости их зависит будущее, как конкретного казино, так и будущее всего игорного бизнеса в целом.
И в самом конце этой работы я хочу всё-таки заметить, что игра – это прежде всего средство коммуникации, которое выполняет важнейшую функцию – установления и поддерживания взаимоотношения между людьми в состязательной форме. Уже исходя из этого, нельзя абсолютизировать нематериальный, непрагматичный характер игр. Взаимоотношения игроков могут строиться по-разному. Игра ведь имеет не только победителя, но и проигравшего. Поэтому это не просто времяпровождение. Игра – не всегда веселье. Как отмечает Э. Берн, война, ведущаяся по правилам и их нарушающая, есть самая зловещая форма социальной игры людей. Кроме того, в психологическом плане, игра – это еще и выход внутренних влечений человека.
Э. Б. Тейлор писал, что в историко-культурном плане игра выполняет функцию закрепления в сознании человека и общества того, что когда-то было пережито и ещё будет позже реализовываться.
Азартные игры – разновидность человеческих игр, в которых заложен большой элемент случайности. В этом смысле они в большей степени имитируют реальную жизнь. Действительно, правила азартных игр построены на примате случая, например, выпадения определенной комбинации карт, костей или жребия. Если отбросить варианты, когда за таким выпадением следует материальный выигрыш, то само выпадение вариантов победы или поражения рассматривается нами как везение, то есть нечто случайное. Но когда-то, в древности, в основе этого лежало совершенно иное понимание случая. Жребий мог стать основой принятия серьезных решений и его выпадение тому или иному человеку было жёстким повелением поступать так, а не иначе. В снятом виде это сохраняется в различных играх, когда, прежде чем бросить жребий или костяшки, человек осуществляет, пусть и в шутливой форме, ворожбу, например, отворачивается или дует на предмет его манипуляции. Таким образом, мы еще раз делаем вывод, что, любое проявление человеческой жизни может быть проинтерпретирована как игра, то есть целесообразная деятельность по заданным правилам, имеющая целью получение удовлетворения в широком смысле этого слова. В игре мы имитируем жизнь, упрощаем реальную ситуацию и освобождаем её от вороха случайностей.