Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
1. сколько работников, какой квалификации, когда и где они будут необходимы?
2. каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
3. как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
4. каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалификационных видов деятельности и поддержания их знаний в соответствии с запросами бизнеса?
5. каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Кадровое планирование реализуется посредством системы мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом.
Структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации
Собрать информацию о персонале |
Определить цели планирования деятельности организации |
Проверить информацию о персонале на соответствие ее целям планирования деятельности организации |
Могут ли быть реализованы цели кадрового планирования |
Спланировать потребность в персонале |
Спланировать привлечение, адаптацию и высвобождение в персонале |
Спланировать использование персонала |
Спланировать обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала |
Спланировать деловую карьеру, служебно-профессиональное продвижение квалификации персонала |
Спланировать расходы на персонал организации |
Регулярный контроль и развитие отдельных видов планирования |
Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет собрать следующую информацию:
· сведения о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и др.);
· данные о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированный рабочих и др.)
· текучесть кадров;
· потери времени в результате простоев, по болезни;
· данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков);
· заработная плата рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплат по тарифу и сверх тарифа);
· данные об услугах социального характера, предоставляемые государством и общественными организациями (расходы на социальный нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).
Анкету следует составлять таким образом, чтобы наряду с производственными целями они могли служить и кадровому планированию.
Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для кадрового планирования.
Информация о персонале должны отвечать следующим требованиям:
· простота – это значит, что информация должна содержать столько данных и только в том объеме, сколько необходимо в данном конкретном случае;
· наглядность – сведения должны быть представлены таким образом, чтобы можно было быстро определить главное, избежать многословия. Для этого нужно использовать таблицы, графики, цветное оформление материала;
· однозначность – сведения не должны быть неясными, в их толковании следует за семантической, синтаксической и логической однозначностью материала;
· сопоставимость – сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и вне ее;
· преемственность – сведения о кадрах, подаваемые за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы представления
· актуальность – сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, то есть предоставляться без опозданий.
Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений.
Целью планирования потребностей в персонале является определение качественной и количественной потребности в персонале, который нужен для обеспечения имеющийся в настоящий момент и будущей производительности предприятия.
Потребность в персонале подвергается влиянию различных факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
Внешние факторы для предприятия | Влияние |
Общее экономическое развитие, развитие отраслей, изменение структуры рынка, государственное влияние |
Возможность сбыта продукции предприятия |
Изменения в социальном и трудовом законодательстве, развитие тарифов |
Например, время работы и условий применения рабочей силы |
Технологические изменения |
Внедрение новых технологий продукта |
Внутренние факторы для предприятия | Влияние |
Запланированное количество сбыта, запланированная технология производства, организация работы сотрудников и предприятия, средняя производительность применяемой рабочей силы, регулирование рабочего времени и отпусков |
Качественная и количественная потребность в персонале |
Время отсутствия на рабочем месте, текучесть кадров |
Необходимость в создании потенциала замены или резерва |
Интересы и потребности в сотрудниках |
Влияние на готовность к производительному труду |