22. Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.
23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.
25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов.
ПРИЗНАКИ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ
1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.
Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 — да (3), 6 - да (3), 11 - да (7), 16 - нет (3), 21 - нет (4).
Максимально можно набрать 20 баллов. Сколько получилось у вас? Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.
2.Открытая жестокость в отношениях к людям.
Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 - да (9), 7 - да (8), 12 - да (10), 17 - да (10), 22 - да (8). Сколько у вас баллов из 45 возможных?
3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.
Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.
Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 - да (1), 8 - да (1), 13 - нет (1), 18 - да (1), 23 - да (1). Максимальное число баллов -5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость — завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то что вызывает обоснованный негативизм, не замечают.
4.Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 - да (2), 9 - да (2), 14 - да (2), 19 - да (2), 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10. А как обстоит с брюзжанием у вас?
5.Негативный личный опыт общения с окружающими.
Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 — да (5), 10 - да (5), 15 - да (5), 20 - да (4), 25 - да (1). Сколько баллов набрали вы из 20 максимально возможных?
О низком уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения:
1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.
2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона себя.
3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей.
4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами партнёра.
5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнёра.
6. Вам хочется подогнать партнёра под себя, сделать его удобным.
7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причинённые вам неприятности.
8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту.
9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.
[1] Станкин М.И. Психология общения. – М.: Инст-т практической психологии, 1996. – с.31-35.
[2] Социальная психология / Под ред. Проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2001.- с.119-120.
[3] Станкин М.И. Психология общения. – М.: Инст-т практической психологии, 1996. – с.40-43.
[4] Дуракова И.Б., Родин О.А., Талтынов С.М. Теория управления персоналом. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. – с.104-108.
[5] Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Менеджмент, 2002. – с.88-89.
[6] Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986. – с.21-23.
[7] Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: Юнити-Дана, 2004. – с.96-101.
[8] Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления. – М.: Изд-во ГРИФ УМО РФ, 2005. – с.81-84.
[9] Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997. – с.56-60.
[10] Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997.- с.63-65.
[11] Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления. – М.: Изд-во ГРИФ УМО РФ, 2005. – с.244-248.
[12] Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Г.Л. Лаптева. – М.: Изд-во Инст. Психотерапии, 2002. – с.336-340.
[13] Райгородский Д.Я. практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: изд.дом Бахрах-М, 2001. – с.298-311.
[14] Рева В.Е. Деловое общение. – Пенза: Пенз.гос.ун-т, 2003. – с.69-72.