Цели, которые ставятся при анализе конкурентов направлены на:
· формулирование стратегии, соответствующей реальной конкуренции. Это может проявляться в намеренном избегании областей с особенно жесткой конкуренцией. Или же это может означать подтверждение того, что фирма сохраняет господствующую позицию;
· поиск лучшей стратегии, которая обеспечивает конкурентные преимущества;
· постоянную готовность к конкурентным действиями и ожидаемым реакциям;
· определение способов влияния на реакции конкурентов.
Анализ начинается с определения актуальных и потенциальных конкурентов. Это можно сделать двумя способами. Первый основывается на позиции покупателя, которому приходится выбирать среди нескольких поставщиков. Второй способ состоит в распределении соперников по стратегическим группам на основе используемых ими конкурентных стратегий.
Идентификация конкурентов позволяет перейти к более подробному изучению их самих и стратегий, которых они придерживаются.
Определение конкурентов с позиции покупателей.
Один из подходов к определению состава конкурентов состоит в том, чтобы взглянуть на них с точки зрения покупателей. Так, например, выборке покупателей спортивных автомобилей можно задать вопрос о том, какие еще автомобили они могли бы приобрести и салоны каких дилеров они уже посещали.
Другой подход предполагает выявление ассоциаций между товарами и конкретными ситуациями их использования или способами применения. Для составления списка таких ситуаций и способов следует опросить от 20 до 30 пользователей. Так, если “Pepsi” сочтут подходящим напитком для употребления за завтраком или обедом, то конкурировать он будет в первую очередь с другими используемыми для этой цели марками.
Для идентификации конкурента с позиции покупателей можно провести анализ конкурентоспособности. Рассмотрим на примере деятельности магазинов.
Оценка конкурентоспособности
Вес |
Фирмы (магазины) | ||||
Ключевые факторы успеха |
Москва - Сити |
Садко - Аркада |
Смоленский пассаж |
0,07 | |
0,15 |
Сбытовая сеть |
0,3 |
0,75 |
0,3 |
1,2 |
0,1 |
Репутация |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,5 |
0,15 |
Реклама |
1,2 |
0,45 |
0,9 |
0,45 |
0,05 |
Финансовое положение |
0,3 |
0,2 |
0,35 |
0,2 |
0,11 |
Издержки в сравнении с конкурентами |
0,99 |
0,33 |
0,55 |
0,55 |
0,09 |
Обслуживание клиентов |
0,9 |
0,36 |
0,36 |
0,54 |
0,2 |
Кол - во предоставляемых товаров |
2 |
0,6 |
1,2 |
0,8 |
0,15 |
Удобное местоположение |
1,35 |
0,6 |
1,05 |
1,2 |
1 |
Общевзвешенная оценка |
7,64 |
3,99 |
5,41 |
5,44 |
Из таблицы видно, что наиболее высокую конкурентоспособность имеет магазин Москва – Сити, его общий балл достаточно высок по сравнению с конкурентами, это определяет направленность стратегии данной организации(стратегия ограниченного роста).
Как выбор покупателей, так и ассоциации с товаром представляют собой концептуальную основу для определения конкурентов, которая может значительно облегчить задачу изучения конкурентной среды.
Определение конкурентов как стратегических групп.
Совершенно иной подход к построению конкурентной структуры отрасли представляет собой концепция стратегической группы.
Стратегические группы не могут быть определены однозначно, но они состоят из фирм, владеющих схожими компетенциями, удовлетворяющих потребности покупателей на одних и тех же рыночных сегментах и производящих товары и услуги одинакового качества. Такой анализ позволяет менеджерам компаний сопоставить результаты деятельности их компании с результатами деятельности ее ближайших конкурентов относительно прибыльности, разделения рынка, производимого товара, торговой марки, лояльности покупателей к их товару, ценам и т.д. Также концепция стратегических групп также может использоваться для прогнозирования будущих стратегий рыночных соперников.
Но помимо существующих конкурентов необходимо рассмотреть и потенциальных, которые своим появлением на рынке определяют новые стратегии компании.
Изучение соперников.
Знание конкурентов и их действий дает ряд преимуществ. Во-первых, изучение стратегически сильных и слабых сторон соперника может помочь определить требующие оперативного вмешательства возможности и угрозы. Во–вторых, прогнозирование будущих стратегий конкурентов позволяет определить и оценить потенциальные возможности и угрозы. В–третьих, от способности предсказать вероятные реакции главных соперников может зависеть само решение о выборе стратегической альтернативы. А также анализ конкурентов может привести к определению требующих постоянного мониторинга стратегических неопределенностей.