-отсутствие обратной связи ,т.е. незнание работником результатов своего труда;
-неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;
-некорректность оценки работника руководителем;
Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности.Подрываются чувство гордости,уверенности в себе ,в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.
Процесс потери интереса к труду можно рассмотреть как состоящий из шести стадий.
Стадия 1:Растерянность.
Здесь замечаются симптомы стрессового состояния ,которое начинает испытывать новый работник.Они являются следствием растерянности.Работник перестает понимать ,что ему нужно делать и почему работа у него не ладится.Он задает себе вопрос о том связано ли это с ним самим,с начальником,с работой.
Нервные усилия работника пока не сказываются на производительности.Он легко контактирует с сослуживцами,а иногда даже пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной работы,что в свою очередь может только усилить стресс.
Стадия 2:Раздражение.
Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают раздражение работника,связанное с ощущением собственного бессилия.
Поведение работника приобретает демонстративные черты.Он подчеркивает свое недовольство в сочетании с повышенной производительностью.Тут он преследует две цели - зарекомендовать себя с лучшей стороны , а так же подчеркнуть на своем фоне бездеятельность руководства.
Стадия 3:Подсознательные надежды.
Вскоре подчиненный перестает сомневаться в том ,кто виноват в возникших у него трудностях.Теперь он надеется на промах начальника,после которого можно аргументированно доказать правильность своей точки зрения.
Это выражается в утаивании служебной информации , необходимой для решения задач данного подразделения.Подчиненный начинает избегать начальника.Производительность и качество труда остаются в норме.
Стадия 4:Разочарование.
На этой стадии восстановить подорваный интерес к работе гораздо труднее.Производительность труда снижается до минимально допустимой.Но на этой стадии работник еще не потерял последней надежды.
Его поведение напоминает маленького ребенка,он полагает ,что если будет “вести себя плохо”,начальник обратит на него внимание.В этот период страдают такие чувства работника ,как уверенноссть в уважении со стороны подчиненных ,сознание своего авторитета,привычка к хорошему отношению со стороны других сотрудников.
Стадия 5:Потеря готовности к сотрудничеству.
Симптомом этой стади является подчеркивание работником границы своих обязанностей ,сужение их до минимума.Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой,а то и вымещать дурное расположение духа на коллегах,находя удовлетворение в унижении других.
Суть этой стадии - не борьба за сохранение интереса к работе , а попытка сохранить самоуважение.
Стадия 6:Заключительная.
Окончательно разочаровавшись в своей работе ,сотрудник перейдет на другое место ,либо будет относиться к работе как к каторге.Один такой работник может сыграть в группе роль катализатора,привести к выплескиванию наружу скрытого чувства недовольства всего коллектива.
2.Мотивирующие факторы,принципы воздействия на мотивацию людей.
Получение нового места работы,а так же изменение привычных условий деятельности стимулирует работника ,вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны.Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают,он разочаровывается в своей работе.
При этом ,даже просто с экономической точки зрения ,люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом ,а ,следовательно ,должны использоваться с максимальной эффективностью.Руководитель так же обязан понимать что тут существует и моральный фактор.Осознание этой проблемы ставит перед руководителем новую: Какой должна быть идеальная для подчиненных работа?
Отвечая на этот вопрос не следует стремится к чрезмерной специфичности и оригинальности.Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко ,поэтому руководитель ,как правило, стремится к повышению интегральной производительности.С приведенными ниже факторами у руководителя есть шанс получить согласие максимального количества своих подчиненных.Итак ,идеальная работа должна:
-иметь целостность ,т.е. приводить к определенному результату.
-оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненой.
-давать возможность служащему принимать решения,необходимые для ее выполнения,т.е. должна быть автономия (в установленых пределах).Либо ,как вариант , - групповая автономия.
-обеспечивать обратную связь с работником ,оцениваться в зависимости от эффективности его труда.
-приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор ,т.к. стимулирует качественное выполнение работы ,а так же ,по закону возвышения потребностей ,стимулирует к выполнению более сложной работы.
На основе этих принципов была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации Хекмана и Олдхэма:
Основные параметры Основные психологи- Мотивация работника
работы ческие состояния и результаты работы
-разнообразие умений высокая внутренняя
и навыков ощущение важности рабочая мотивация
-целостность работы работы
-важность работы высокое качество
ощущение ответствен- высокое удовлетворе-
-автономия ности за результаты ние от работы
гордость за успешное малое к-во прогулов,
-обратная связь завершение работы низкая текуч. кадров
усилившаяся потребность персонала в проф.росте
Последовательно рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим ,что они значат и как влияют на “психологическое состояние” ,которое определяет отношение людей к работе.
Разнообразие умений и навыков.
Этот термин характеризует степень , в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и талантов персонала.
Если работник чувствует ,что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо ,то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно ,что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания.Работа ,не используящая ценных навыков работника не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.