Говоря о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.
Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, действуют определенные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю трудно управлять людьми, вести воспитательную работу, мобилизовать работающих на выполнение и перевыполнение планов. Вот почему каждый руководитель должен знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономерности, которые действуют в группах людей.
Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и общественной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности.
Важно не только то, чтобы руководитель на работе не выглядел мрачным, хмурым; важно также и то, чтобы каждый человек приходил на работу в бодром, а не угнетенном состоянии и чтобы хорошее настроение у него сохранялось постоянно. Это во многом зависит от того, какой морально-психологический климат создан в коллективе.
ПРИЛОЖЕНИЕ: тест
№ п/п |
Свойства психологического климата | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
Свойства психологического климата |
1 |
Преобладает доброе и жизнерадостное направление |
Преобладает подавленный и пессимистический тон. | |||||||
2 |
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. |
Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. | |||||||
3 |
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. |
Группировки конфликтуют между собой. | |||||||
4 |
Членам коллектива нравиться быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить время. |
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению. | |||||||
5 |
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживания, участие всех членов коллектива. |
Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают зависть или злорадство. | |||||||
6 |
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями. |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. | |||||||
7 |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. |
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям остальных. | |||||||
8 |
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, и все за одного». |
В трудных случаях коллектив «раскисает», проявляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. | |||||||
9 |
Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные. |
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его отдельных представителей. | |||||||
10 |
Коллектив доброжелательно относится к новым членам, стремиться помочь им освоиться. |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним проявляют враждебность. | |||||||
11 |
Коллектив активен, полон энергии. |
Коллектив пассивен, инертен. | |||||||
12 |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело. |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только об собственных интересах. | |||||||
13 |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддержка слабых, их защита. |
Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», презрительное отношение к слабым. | |||||||
14 |
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. |
К похвалам и поощрениям здесь относятся равнодушно. |